При создании пьесы "Вишневый сад" Антон Павлович Чехов использовал приёмы несвойственные драматургам его времени. Персонажами его произведения являются не клишированные герои и антигерои, а настоящие живые люди со своими слабостями, желаниями, стремлениями и страстями.
"Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни". - Писал Чехов.
В обход традиций и всех правил написания пьес Чехов воспевал русскую жизнь в её первозданном, самобытном и загадочном виде. Это своеобразие принесло Антону Павловичу всемирную известность и его пьесы имеют огромный успех по сей день, будучи переведенные более чем на 100 языков. Мы можем встретить описание обыденной с одной стороны деревенской жизни в пьесе "Дядя Ваня", но при этом, читая или видя спектакль мы искренне и глубоко сопереживаем и Дяде Ване в его поиске смысла жизни, и наивной Соне в её любовных терзаниях.
«Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем мы живём, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!» - Эти строки, завершающие пьесу "Три сестры" передают суть этого произведения, где в ожидании чего-то необыконовенного идет и проходит жизнь...
"Вишнёвый сад" также беспрецедентное явление русской литературы.
"«Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого." - писал Станиславский в своих воспоминаниях.
Уникальность "Вишнёвого сада" как произведения Чехова, состоит в том что именно в нем мы находим не только некоторую обреченность бытия, но и надежду на светлое будущее России в лице Ани и Пети. И не смотря на фактический конфлик поколений и сословий, свет чеховской эпохи навсегда остается с нами.