Написать сценарий для фильма или телевизионной передачи дело не из легких. В первой части мы с Вами уже разбирали как начать писать историю. Но сегодня, как я и обещал мы обратимся к телевизионному сценаристу Григорию Моисеевичу Фрумкину. Он поможет ответить на вопрос о том, чем вдохновляются и как начинают писать сценарий специалисты для фильма или телепередачи. Материал будет взят из книги "Сценарное мастерство". Моих собственных высказываний или фраз, как в первой части - не будет. Первую часть я написал полностью от себя, здесь же будет информация от специалиста. И так.
От многих режиссеров и сценаристов приходится слышать: - "Кино вообще должно рассказывать истории!". Мысль очень точная. В фильмах или передачах рассказываются истории, но прежде эта история должна быть написана в виде сценария. У каждой истории есть свою сюжет, своя фабула. Сценарий - это литературное произведение, хотя и со специфическими особенностями. Для сегодняшнего времени нужно точно определить какой жанр является более нужным. Так вот более характерен художественно-публицистический, художественно-документальный стиль жанра.
Но, что же такое сюжет? И фабула? Иногда понятие "тема" и "сюжет" путают. Тема - это предмет повествования, а французское слово сюжет и означало предмет. А главное, тема раскрывается именно в сюжете - в фабуле. Сюжетом называется та временная, хронологическая последовательность событий, явлений, поступков персонажей, о которых рассказывается в сценарии. Фабула - это те же события, явления и поступки, но изложенные в произвольной последовательности, избранной автором. Давайте рассмотрим на конкретном литературном произведении понимание сюжета, фабулы и темы.
Пример. "Мертвые души" Гоголя Н.В, Начинается повествование с того, что Павел Иванович Чичиков приезжает в губернский город N, знакомится с местными чиновниками, после чего начинает объезжать помещиков: Манилова, Собакевича, Плюшкина, Коробочку, Ноздрева. Разражается скандал, и Чичиков уезжает на своей "птице-тройке" с кучером Селифаном и лакеем Петрушкой. Это фабула. А сюжет этого произведения начинается вовсе не с приезда Чичикова в город, а с того, что в одной небогатой дворянской семье рождается мальчик, который, выросши, становится чиновником - прохиндеем и жуликом. Он чуть не попадает под суд, но счастливо избежав неприятностей и узнав, что можно закладывать в опекунский совет крепостных крестьян и получать за это деньги, отправляется скупать еще числящиеся в "ревизских сказках" мертвые крестьянские души. Во время одной из таких поездок он и прибывает в тот самый губернский город.
Но Гоголь помещает начало биографии Чичикова в самый конец 1-го тома книги, в 11-ую главу. Казалось бы Николай Васильевич мог последовательно рассказать историю Чичикова. Но тогда бы с первых страниц поэмы исчезла загадка Чичикова, читать "Мертвые души" было бы менее интересно, а кроме того, нужда в объяснении, кто же такой Чичиков, от куда он появился в современной Гоголю жизни, возникает только в тот момент, когда Чичиков вынужден спасаться бегством.
Применительно к произведениям художественной прозы и в той же степени к сценариям игровых фильмов и телепередач следует иметь в виду следующие положения:
"Сюжетные тексты всегда описывают событие... Событие, происшествие - всегда экстраординарный случай, то уникальное явление, которое произошло, хотя обычно не происходит и предсказать которое невозможно... Сюжет нуждается в персонаже, который обладал бы большей свободой действия, чем все остальные".
Вся эта информация была взята из книги "Сценарное мастерство" Фрумкина Г.М. Перейти на первую часть Вы можете здесь