Текст: Антон Ширяев; Фото: Foton
Текст: Антон Ширяев; Фото: Foton
Легковые Foton в России всё ещё в новинку. Продажи пикапов Tunland стартовали осенью прошлого года, а весной подоспел и внедорожник Sauvana. Продажами этих двух моделей занимается 31 дилер в России от Архангельска на севере до Астрахани на юге и от Санкт-Петербурга на западе до Омска на Востоке. Ещё один дилер находится в довольно близко расположенном к России казахстанском Атырау. Но даже в этих салонах чувствуется прежде всего грузовая ориентация бренда Foton.
Небольшие стайки Tunland и Sauvana соседствуют с колоннами среднетоннажников Aumark и тяжёлыми Auman. Грузовики у Foton, кстати, весьма красивые. Но и Sauvana не промах! У внедорожника в целом оригинальный дизайн, но с некоторых углов всё же просматривается объект вдохновения китайских дизайнеров –Toyota Fortuner прошлого поколения. Но в Россию эта звезда третьего мира официально не поставлялась, да и на вторичном рынке «Форчунеров» не сказать, что много.
Поэтому для абсолютного большинства россиян Foton будет выглядеть, как полностью оригинальная машина. Конечно, эстетов смутит обилие хрома, но, с другой стороны, Sauvana выглядит дорого-богато и достаточно солидно. Единственный откровенно спорный момент – подножки, будто снятые с BMW. Дилерская опция? Стандартное оборудование топовой комплектации. Приятное впечатление производит и интерьер Foton. Такой вполне можно ожидать от утилитарного внедорожника какого-нибудь более именитого производителя. Во всяком случае ни Pajero Sport прошлого поколения, ни продававшийся в России Chevrolet TrailBlazer не выглядели лучше.
Раз прокол, два прокол...
Не будем забывать, что Sauvana является новинкой только в России, а на родине, в Поднебесной, внедорожник продаётся уже третий год. Но когда дело доходит до удобства посадки, то без претензий не обходится. И если некоторые из них связаны с конструктивными особенностями машины, то другие целиком и полностью на совести китайских инженеров. К первым можно отнести высокий пол и посадку с согнутыми ногами и достаточно высоко задранными коленями. Но почему руль не регулируется по вылету и расположен так низко? Большая часть водителей сразу поднимут его в максимальное положение!
Не слишком удобна и площадка для отдыха левой ноги – я предпочёл вытягивать ногу на место отсутствующей педали сцепления, а как быть тем, у кого Sauvana с механикой, и третья педаль на месте? Почему спинка сиденья абсолютно плоская, а регулировки поясничного подпора нет и в помине? Про нечитаемые приборы с сине-зелёной подложкой я вообще молчу – это дизайнерское решение за гранью понимания! Также к списку эргономических проколов можно отнести центральный подлокотник, расположенный слишком далеко сзади –локоть на него не положить. К тому же кожзам на его крышке уже порядочно потёрт и покрыт царапинами, а ведь на одометре немногим больше 11 000 км.
Но обо всех этих недостатках забываешь, когда посидишь на всех пассажирских местах Sauvana. Потому что Foton может перевезти 7 взрослых мужиков! Сам за собой я помещаюсь с большим запасом, да и на третьем ряду чувствую себя достаточно вольготно.Причём, что попасть на галёрку, что выбраться с неё я могу без посторонней помощи. Правда, сиденья третьего ряда не слишком хорошо закреплены в убранном положении и гремят на всех кочках, а при попытке их разложить поддались не с первого раза. А ещё Sauvana расстраивает отсутствием множества важных для России опций. Тут вообще нет обогревов! Про задний диван, лобовое стекло и руль разговор не идёт, нет даже обогрева передних сидений!!!
Как нет передних парктроников и электропривода пятой двери. А ещё тут только две фронтальные подушки безопасности, а климат-контроль однозонный. Не густо. А ведь в брошюре для российского рынка присутствует информация о 6 подушках, и на китайском рынке они предлагаются. К чему эта экономия на безопасности?! А вот за что Foton не поругаешь, так это за поставщиков тех или иных узлов и агрегатов. Откровенно говоря, Sauvana не совсем китайская машина. По крайней мере в том, что касается комплектующих, она ближе к «европейцу».
Раздатка Borg Warner, мосты Dana, коробка передач ZF (как на BMW 2000-х), а двигатель – лицензионный Volkswagen. И последнее – едва ли не главная проблема Foton. Я не говорю уже о том, что двигатели из Вольфсбурга давно уже не являются символом надёжности, так ещё и степень его форсировки на Sauvana достаточно высокая. Ну и сам формат бензинового турбомотора – едва ли не худший для покорения бездорожья. Тяга приходит рывком, рискуя сорвать колёса в пробуксовку, связь «по газу» не линейная, да и необходимость держать мотор в турбозоне только осложняет покорение бездорожья.
Приятные сюрпризы и горькие разочарования
Но это в теории. А на практике в песчаном карьере, где нам вдоволь удалось покататься на Foton, проблем не возникло. Барханы с рыхлыми склонами внедорожник играючи берёт на понижающей передаче, а в остальном хватало и режима 4H. Кстати, полноприводная трансмиссия тут напоминает оные у автомобилей Jeep Grand Cherokee первых двух поколений. У раздатки BorgWarner три режима: заднеприводный 2H, 4H, в котором трансмиссия работает в режиме toque-on-demand (тяга по требованию), когда передняя ось подключается лишь при пробуксовке задней, и 4L с заблокированным «центром», понижающим рядом в трансмиссии и отключённой ESP.
Последнюю, кстати можно отключить и принудительно. Режимы трансмиссии выбираются вращающимся селектором, а само включение полного привода или понижайки происходит очень быстро – создателям Mitsubishi Pajero Sport есть чему поучиться! На асфальте проблем и вовсе нет –коробка передач настроена блестяще и не даёт мотору вывалиться из турбозоны. Расход топлива при этом удерживается на уровне 14 л в смешанном цикле. Если, конечно, верить бортовому компьютеру.А вот к управляемости есть претензии. Конечно, ждать от рамного внедорожника с неразрезным задним мостом легковой управляемости глупо, но даже на фоне других подобных машин Sauvana порой пугает.
Руль очень длинный и пустой, а отклики на его повороты следуют с солидной задержкой. Такое чувство, что передние колёса –это китайский император, которого можно лишь просить о милости повернуть, да к тому же через кучу придворных посредников. Ехать быстрее 100-110 км/ч не хочется. Со временем, конечно, привыкаешь и начинаешь смелеть, но первый же крутой поворот отрезвляет. Крен, снос, сброс газа и резкий занос, – было бы опасно, если б не прекрасно настроенная ESP, которая погасила его в зачатке. Но то, с какой активностью электроника подтормаживала те или иные колёса, наглядно продемонстрировало, что вернуть Foton на путь истинный было непросто.
Не стоит ждать от Foton и какого-то особенного комфорта. Несмотря на толстые шины, Sauvana очень плохо фильтрует дорожную мелочь, а на крупных неровностях начинает «козлить» задняя часть. Не забывайте, что в основе Sauvana лежит пикап Tunland. Так что грузите хоть поклажу в багажник, хоть пассажиров на третий ряд, если хотите сделать ход машины мягче. А вот то, что никак нельзя исправить, –это настройки тормозов. Педаль длинноходная с большим свободным ходом, из-за чего в первые секунды торможения пугаешься, а затем или недотормаживаешь, или перетормаживаешь. Конечно, со временем и к таким настройкам удаётся привыкнуть, но это не повод оправдывать китайских инженеров.
В своей стихии
Впрочем, все эти недостатки меркнут, как только съезжаешь с дороги. Пустой на асфальте руль? Зато даже на самых жёстких подбросах на него не приходят удары от колёс! Мягкая педаль тормоза? Так на мягком грунте можно плавно замедлиться, не собрав перед колёсами кучку грунта, которая затем помешает стартовать. Ну а задний мост, сдёргивающий на дороге машину с траектории, вне дорог обеспечивает огромный ход подвески. Вывесить Foton для красивого кадра оказалось практически невозможно!
Правда, в попытках изобразить диагональное вывешивание, мы обнаружили важный недостаток Sauvana – недостаточно жёсткий кузов. Пятую дверь так перекосило в проёме, что закрыть её оказалось практически невозможно. Конечно, у KIA Mohave в этом плане всё ещё хуже, ведь дверь Foton мы всё же закрыли, пусть и с риском ободрать краску, но всё равно неприятно. Наверняка вы скажите, что ждать жёсткости от кузова рамного автомобиля и не стоит, ведь силовые нагрузки воспринимает прежде всего рама, а не то, что на ней установлено.
Но разве это будет важно, если после очередной внедорожной вылазки пойдёт трещинами стекло, а на кузовной эмали появятся паутинки? А выезжать на бездорожье на внедорожнике Foton хочется, потому что вне дорог машина способна на многое. Геометрическая проходимость у Sauvana на зависть многим. Угол въезда равен 28 градусам, съезда – 25 градусам, а максимальный угол поперечного крена – 40 градусам. При этом Foton заезжает в 60% подъём, а глубина преодолеваемого брода составляет 800 мм. Лучше только машины с пневмоподвеской!
Лучший выбор?
Казалось бы, Sauvana не назвать беспроблемным и идеальным автомобилем. Но в том-то и дело, что за эти деньги особого выбора нет! Это раньше за 1 500 000 – 1 700 000 руб. можно было купить Mitsubishi Pajero Sport, то теперь максимум –это подержанный «японец». Правда, у него скорее всего не будет третьего ряда сидений, но так ли он нужен в России, с её маленькими семьями? Вторая причина не купить Foton – это вопросы с надёжностью. Говорят, что грузовики у этого производителя достаточно качественные и надёжные, а магистральные тягачи Auman и вовсе представляют собой винегрет из кабины и агрегатов Mercedes-Benz разных поколений.
Но коммерческая техника –это одно, а легковая – совсем другое. Да и турбомотор несколько напрягает. Но у китайцев есть секретное оружие, которые они введут в игру уже этой осенью. Речь о дизельной версии Sauvana с двигателем Cummins 2.8. Россиянам этот мотор отлично знаком по автомобилям поколения Next «Группы ГАЗ». Как не перегружают свои машины «газелисты», а по полмиллиона километров без кампремонта двигатель бегает! На внедорожнике Foton он будет выдавать 163 л.с. и 360 Нм. И вот такую Sauvana я могу смело рекомендовать. Знакомый и надёжный мотор, который можно обслужить на любой грузовой станции, – настоящая мечта российской провинции.
И если цена на такой Foton не превысит 2 000 000 руб., то именно эта машина станет лучшим выбором в сегменте. Кстати, представители марки обещали позвать нас на тест-драйв дизельной Sauvana. И вот тут становится очень грустно от того, что в России подобных машин нет. Спустя пару недель после теста Foton мне довелось провести несколько часов за рулём UAZ Patriot. Ульяновская машина неаккуратно собрана, гораздо хуже ведёт себя на асфальте, ещё сильнее прыгает на кочках вне его, а в салоне у неё только два ряда сидений. И просят за топовый UAZ 1 055 000 руб.! Я понимаю, что 400 000 руб. между Patriot и Sauvana – это много, но, уверяю вас, разница между ними на вдвое большую сумму.