Есть люди, которые, будучи духовно больны и ограничены, не признают себя таковыми, не ведут себя в соответствии со своей болезнью или ограниченностью, а ещё и гордятся собой и презирают других. Чтобы пожалеть таких людей, увидеть в них не врагов, а несчастных братьев, не злодеев, а жертв злодейства, нужно обладать поистине Божьим даром, неземной любовью, самоубийственной милостью.
Тяжело жалеть телесно больного человека, тяжело ухаживать за ним: не поспишь вовремя, не отдохнёшь, когда хочется, не развлечёшься, когда тоскливо, не пойдёшь, куда тянет душа, — но если есть хоть день полноценного отдыха или хоть несколько часов досуга, то жить ещё можно. Но если этот телесно больной человек болен ещё и духовно, и ты не можешь оставить его, потому что в служении ему видишь смысл твоей жизни, то это — конец, конец твоей мирской жизни. Духовно больной человек нуждается уже не только в том, чтобы его покормили, помыли, перестелили, переодели и вывели на воздух, — он прежде всего и постоянно нуждается в том, чтобы его терпели — терпели его причуды, капризы, выходки, пороки, привычки, слабости, ибо, не очистив себя от них в юности, не научившись владеть ими в зрелости, он становится их абсолютным рабом в старости, и поэтому Божественное терпение является главнейшим качеством, которое нужно воспитывать в себе и постоянно укреплять, ибо умение обслуживать тело человека не поможет там, где нужно вытерпеть его дух.
Если человек духовно болен, но здоров телесно, от него можно уйти, не общаться с ним, а если и встречаться, то ненадолго, по крайней нужде. Но если человек болен и духовно и телесно, и Бог приставил тебя к нему из-за его беспомощности, и жалость к его телесному положению привела тебя к его постели, — то, несмотря ни на его духовные болезни, ни на его тяжёлое поведение, нужно оставаться с ним до тех пор, пока это нужно, и когда кончится это «нужно», знать невозможно, и поэтому незачем считать дни, часы, минуты, а нужно только молиться о том, чтобы Отец научил тебя несгибаемому терпению, глубокой духовной выносливости, без которой тебе не удастся остаться в этой жизни человеком.
Теперь ты узнáешь, как велика разница между милостыней, которая отделывается подачками, и милостью, которая отдаёт самоё себя, как велика разница между словесной и деятельной жалостью к людям, как велика пропасть между болтливым сочувствием и сочувствием, проливающим пот, слёзы и кровь ради беспомощного, никому не нужного в этом мире, ближнего. Таков этот путь.
dzhelali.olegvalentinovich2011@yandex.ua
dzhelali.olegvalentinovich2018@gmail.com
https://vk.com/id345595242