Любой детский рисунок является источником информации для взрослых. Часто такие рисунки дают гораздо большее представление о том, что творится у малышей в голове, чем доверительные беседы.
Давайте попробуем разобраться вместе в каких же случаях стоит внимательнее изучать художества вашего малыша:
Возрастные особенности
Для детей рисунок – это способ трансляции своих мыслей на бумаге. До трех лет малыши только учатся пользоваться инструментами для рисования. При помощи карандашей, фломастеров и кисти они разрисовывают бумагу черточками, линиями, кружочками. Рисунки у детей этого возраста не несут смысловой нагрузки. К 4 годам автора у изображений появляется некоторое значение. Чаще всего дети в этом возрасте любят рисовать людей – маму, папу, себя. Человек в их рисунках представляет собой некое существо единой формы, без частей тела и мелких деталей.
В возрасте 4-5 лет малыши уже изображают людей с телом, головой. У человечков на картинке появляются ручки и ножки. Также, появляются отдельные предметы, элементы обстановки и т.д.
В возрасте 7 лет рисунки становятся заметно взрослее: у человека на бумаге уже есть не только голова и тело, но и четко обозначенные конечности, черты лица, волосы, шея, одежда.
Толкование рисунка
Можно предложить маленькому художнику изобразить его семью. Каждый член семьи должен быть занят делом. Важно не торопить ребенка и не мешать ему в процессе работы. Когда малыш закончит, следует попросить его рассказать о своем рисунке.
Для правильного толкования детского творения следует объективно оценить эмоции, которые вызывает рисунок. Лучше всего опираться на простые понятия: грустный или веселый, спокойный или тревожный, добрый или агрессивный, светлый или темный и т.д.
При изучении изображения следует обратить внимание, все ли члены семьи присутствуют на рисунке. Также значение имеет размер и расположение персонажей. Обычно самый большой размер имеют люди, занимающее в семье главное положение по мнению ребенка. Себя дети, как правило, изображают рядом с членами семьи, к которым испытывают наибольшую привязанность. Уровень симпатии ребенка к человеку определяет степень удаленности их друг от друга на картинке.
Важно учитывать, что картина характеризует эмоции ребенка на текущий момент. Выводы следует делать на основании нескольких рисунков, сделанных в течение некоторого промежутка времени.
Ключевые детали
Главное, на что стоит обратить внимание, изучая рисунок:
- Все родственники объединены общим делом – в семье все благополучно.
- Обособленность ребенка от остальных – чувство одиночества.
- Разделение людей между собой – разобщенность семьи.
- Большой размер младшего брата/сестры по сравнению со своим изображением – ревность.
- Отсутствие самого ребенка на картинке – переживания относительно собственной роли в семье.
Манера письма
Манера письма скажет о следующем:
- много исправлений – повышенная тревожность;
- мелкие штрихи – опасения и сомнения;
- большие глаза с выраженными зрачками – страх;
- множество украшений и деталей костюмов – желание произвести впечатление;
- слабая выраженность линий карандаша – сильная эмоциональность, утомляемость;
- небрежность линий, размашистость рисунка, нарушения симметричности – импульсивность, возможная агрессия;
- маленький размер фигур, смещение рисунка к краю – неуверенность в себе (возможно, к ребенку предъявляются завышенные требования или имеет место излишняя строгость);
- элементы агрессии (оружие, клыки, когти и т.д.) - желание продемонстрировать свою силу (признак агрессивного настроя).
Выбор палитры
Обычно для создания рисунка юные художники используют 5-6 цветов. Большее количество говорит об эмоциональности художника, меньшее – о негативном настрое.
- темно-синий – склонность к самокопанию, стремление к покою;
- зеленый – уравновешенность, упрямство, потребность в безопасности;
- красный – жесткость, нервозность, сила;
- желтый – любознательность, оптимизм;
- коричневый – медлительность, пессимистические мысли;
- черный – депрессия, неприятие текущей ситуации;
- серый – безразличие, тревожность.