— Не нужно говорить и думать о своей душевной грязи и духовном уродстве, как о своей сущности, и с такой удручающей интонацией, как будто ты когда-то сам нарочно обгадил свою душу и изуродовал своё сердце и ум. Нужно учиться отличать душу от того, чтó налеплено на ней, и находить виновника этого налепления, и именно на его голову обрушивать все упрёки и обвинения, которых он достоин. А так ты казнишь и терзаешь того, кто невиновен, оставляя виновного вне подозрений и без наказания. Ты же должен понимать, что не по своемý желанию загрязнил душу, которую теперь хочешь очистить, это всё последствие воспитания, образования, мировоззрения, которое впихнули в тебя старшие в твоём бессознательном возрасте, когда ты не мог ни воспрепятствовать, ни уклониться от этого. И поэтому, с одной стороны, нужно знать и помнить о виновниках загрязнения души, а с другой стороны, понимать, что обвинять их и требовать от них возмещения ущерба или помощи в очищении также бессмысленно, потому что никто из воспитавших тебя людей сознательно не желал тебе зла, сам был жертвой обстоятельств, и потому более достоин жалости, чем осуждения. Здесь и приходится пожертвовать собой, то есть не будучи виновным, взять на себя вину, расплатиться за других, за тех, кто не взял её на себя до тебя, замкнуть на себе эту цепь беспрестанных провинностей и согрешений. Это уже дело твоего выбора, а выбор предлагает только два пути: путь истребления в себе того мира, который загрязнил твою душу, или — путь сохранения всей этой грязи и продолжения загрязнения своей души и душ других людей. Третьего не дано ! Третье есть только в воображении, в желании этого третьего, а в жизни только два, только два пути. И на первый путь тебя никто не тянет, первый путь — это путь нравственной несвободы, на который тянет только Совесть, Стыд, Жалость, Любовь. Если можешь противиться Им и хочешь Им противиться — противься, это твоё дело и даже твоё право; не можешь — значит покорись Им. Я не мог Им противиться и не хотел. Но ты подражай не моей, а твоей правде; только тогда ты и будешь поистине подражать мне, когда последуешь не за моей, а за твоей правдой.
И потом, чтό ты имеешь в виду, когда говоришь о своей грязной душе и уродливом духе, о том, что ты скупой, жадный, что сердце сжимается, когда приходится отдавать, особенно деньги...
Я повторяю тебе: это не ты — скупой, это не сущность твоя жадная, это люди, окружавшие тебя с детства, жили страхом потерять подспорья материальной жизни, страхом, а не надеждой на Бога и верой в Его заботу. Поэтому, несмотря на жадность, скупость, страх, внедрённые в тебя, поступай хотя бы не по жадности, не по скупости, не по страху, при этом умоляя Отца избавить тебя от всей этой дряни и глупости, потому что всё это — глупость, неведение, незнание Его непрерывной заботы о тебе. Неужели ты заботился бы о своём ребёнке только по праздникам, в остальные дни бросая его на произвол судьбы, чтобы он спасал себя своей жадностью, страхом и скупостью ? Так реши же для себя, наконец, веришь ты в существование твоего Небесного, Истинного Отца или не веришь ? И если веришь, так поступай по вере, или поступай по неверию, если не веришь, но всегда поступай по тому, чтó признаёшь истиной, то есть поступай прежде всего честно, а не подстраиваясь под мнения мирской или церковной толпы. Неужели до сих пор, уже столько времени не заботясь, по существу, о своей жизни, ты не видел на самом себе Его заботы о тебе ? — Видел, видел, конечно же. Так в чём же дело ? Поэтому каждый день, проснувшись утром, вспомни об этой Его заботе и сознательно, намерено, нарочно, с усилием пренебреги своей земной жизнью и скажи:
Господи, я пренебрегаю моей земной жизнью, пренебрегаю едой, деньгами, вещами, предметами, телом, одеждой, — пусть они будут, пусть их не будет — мне всё равно, Ты думай о них, Ты подавай их мне в той мере, в какой это нужно для жизни моей души. Ведь тело — для души, а не душа для тела. Зачем нужна одежда, если нет тела; зачем нужно тело, если нет души ? Господи, дай мне познать блаженство отречения от плотских забот, счастье освобождения от мелочных переживаний о своём теле. Дай мне помнить, что моя телесная жизнь не имеет вообще никакого смысла без любви к Тебе и сострадания к людям.
И поступай так, как считаешь правильным сегодня, чувствуя, что ничего правильней сделать не можешь, ибо не можешь прыгнуть выше себя-сегодняшнего. Но, конечно же, не успокаивайся этим, ибо, если прыгнуть выше себя не можешь, то тянуться, стремиться стать выше себя-сегодняшнего — обязан. Поэтому, поступив так или иначе, всегда говори:
Господи, если я поступил неправильно, не так, как Ты хотел, открой мне это ради Имени Твоего и накажи меня и изгладь вред, который я причинил своим поступком. А если я поступил правильно, угодно Тебе, закрепи во мне это, Господи, возвеличь во мне такое поведение, утверди меня в нём, не дай забыть о нём. Спаси меня от малейшей остановки в моём росте духовном, в моём устремлении нравственном.
Тебе, как и мне в своё время, придётся тяжко. Тебе дано великое дарование осознания внутренней жизни, и для того, чтобы это дарование принесло благо тебе и людям, тебе нужно победить в себе гордость, самодовольство и все их бесчисленные порождения, эту тысячеголовую гидру, которую победить возможно лишь ценой своей земной и мирской жизни. Пожалеешь свою тленную жизнь — останешься с гордостью и — без Него. Возненавидишь тлен, пойдёшь за Ним на всё — освободишься от гордости, самомнения, самолюбования. Потому что гордость аннулирует все достижения человека как в материальной, так и в духовной жизни. Растворённость в Целом, слитность с Ним, становление частью, звеном, каплей — и есть истинное достижение человека как в материальной, так и в духовной жизни. За каждой победой над материальным или духовным препятствием следует гордость. За победой над гордостью следует освобождение истинное, победа настоящая. Но всякой победе предшествует война, борьба, битва. Воюй же, бейся, плачь, надейся, отчаивайся, падай духом, ненавидь себя, жизнь, Бога, людей, но, не видя смысла и пути в этой ненависти, подымайся снова и снова бейся, борись, плачь, надейся, ни с кем не говори о Боге, не поворачивай ничьих мозгов в ту сторону, в какую сам идёшь ещё медленно, неуверенно, боязливо, спотыкаясь, сомневаясь. Все бóли внутренние от каждого поражения и отступления выражай в крике о помощи, не молчи, кричи, помни, что ты — ребёнок духовный и главная твоя работа — кричать и плакать, звать на помощь и принимать её. А напрягаться и стараться исполнить что-то можешь лишь постольку, поскольку можешь. Нет такого поражения в жизни человека, в его духовной борьбе, нет такого падения и неудачи, при которых человек не мог бы закричать:
Господи, спаси меня, Господи, не оставляй меня, Господи научи меня, очисти, исправь, исцели меня, воскреси.
Каждый ребёнок телесный постоянно борется за свою жизнь криками, воплями, стонами, истериками, нытьём, слезами, просьбами, потугами, напряжением, отчаянием и — надеждой. Каждый ребёнок духовный не может поступать иначе, и если ты хоть в чём-нибудь поступаешь иначе, хоть в чём-нибудь пытаешься достичь чего-то сам, без Отца, ты тем самым нарушаешь твоё истинное положение и попадаешь в положение ложное, находясь в котором, ничего никогда не достигнешь, кроме гордости и гордыни.
Главное в жизни — это знать и помнить своё истинное сегодняшнее положение, знать и помнить, ктó ты сегодня: дитя, отрок, юноша, муж, старец, беспомощен или в силах, ценен для других или бесполезен для них. Если ты не знаешь этого или, зная, не живёшь согласно этому, то ты ещё во тьме, ты ещё в земле и должен стремиться к свету.
Ждать момента, когда представится случай отдать жизнь ради другого человека и этим искупить свои ошибки, своё непонимание, своё себялюбие — нужно. Это правильно, только этого и нужно ждать в жизни. Но нужно также помнить, что этот «случай» не может быть «моментом». Легко умереть, но трудно умирать. Трудно каждый день и час в течении многих лет подтверждать свою любовь и преданность тому, к кому тянется сердце, к кому стремится душа, кого жалеет разум. И потому надо готовиться к жертве продолжительной, будничной, обыденной, безвестной и безрадостной, забыв о жертвах моментальных, праздничных, интересных, прославляемых и торжественных. На миру и смерть красна. В бесславии и жизнь не мила. Борись же с собой-земным, чтобы обрести себя-вечного.
dzhelali.olegvalentinovich2011@yandex.ua
dzhelali.olegvalentinovich2018@gmail.com
https://vk.com/id345595242