Россия – броненосный крейсер российского императорского и советского флотов. За почти 25 лет эксплуатации прошел две войны – Русско-японскую и Первую мировую.
История постройки
Еще до спуска броненосного крейсера «Рюрика» на воду, было принято решение о постройке более автономного и бронированого крейсера дальнего следования. Для этого пришлось полностью модернизировать судоверфь.
Строительство заложено на верфи Балтийского флота 20 ноября 1893 года. Конструкторские изменения вносились «на ходу» и корабль все меньше ставал похож на «Рюрика». Работы велись в ускоренном режиме, чтобы уложиться в запланированные сроки. Часть металла была заказана в США на заводе Карнеги.
На воду спустили 30 апреля 1895 года при Императоре Николае II. В октябре были произведены швартовые испытания. В этом же месяце, на время зимы, крейсер отправили в Любаву для достройки в незамерзающий порт.
В Кронштадте он сел на мель, во время сильного порыва ветра. Сам сойти с нее не смог и для помощи были привлечены броненосцы, эскадренный миноносец и специальное оборудование. Спасательная операция завершилась в начале зимы. Корабль особых повреждений не получил. Наконец он был введен в эксплуатацию 13 сентября 1897 года.
Основные характеристики
Экипаж состоял из 839 человек (28 – офицеров). Корабль, водоизмещением 12195 тонн, развивал скорость в 19,74 узла. Его габариты (Д×Ш×В) – 144,2×20,9×8 метров. В качестве двигателей использовались котлы Бельвилля. Автономность плавания на 10 узлах составляла 7740 морских миль, а на 12 узлах – 5040 миль.
Вооружение
Основное вооружение состояло из 203 мм/45 и 152/45 пушек. До 1907 боекомплект состоял из бронебойных, фугасных и сегментных снарядов, а после заменили снарядами нового образца.
Так же на корабль был оборудован 75, 47 и 37-мм пушками. Крейсер комплектовался 5-ью надводными 381-мм торпедными аппаратами.
История службы
Служба крейсера началась 15 октября 1897 года на Дальнем Востоке. Здесь происходили тренировки экипажа и боевая подготовка корабля. Летом 1899 года во Владивостоке присоединился к Владивостокской эскадре. Он участвовал в мероприятиях по случаю 100-летия со дня рождения адмирала Нахимова. До начала Русско-японской войны происходила усиленная подготовка экипажа. Участвовал в боевых походах и маневрах.
В 1904 году отправился в боевой поход. За 2 года он успел потопить около 10 японских кораблей, а также немецкий и английский пароходы.
После начала Второй мировой войны, возглавил вторую бригаду крейсеров в 1914 году. Занимался установкой минных заграждений, прикрывал тылы и участвовал в различных боевых операциях.
В 1919 его разоружили, а в 1922 году его порезали на металл. Так и закончилась славная история боевого корабля.