Найти в Дзене
Уехавшие

«Уехавшие». Жизнь на работе. С музыкой

/3 июля 2015/

От редакции: Братчане – люди талантливые и упорные. Мы не раз в этом убеждались, публикуя рассказы наших земляков, которые сейчас живут вдалеке от родного города. Наш сегодняшний герой – один из ярких примеров таланта и упорства. Сейчас Сергей Моисеенко - довольно известный человек в музыкальных кругах Москвы. Он работал над множеством телевизионных программ, что называется «по звуковой части» и даже является композитором нескольких российских фильмов, которые совсем недавно шли в кинотеатрах всей страны. Впрочем, чтобы добраться до таких высот, Сергею пришлось немало потрудиться. 
Сергей Моисеенко. Композитор. Живёт в Москве.
Сергей Моисеенко. Композитор. Живёт в Москве.

Я работал на радиостанции «Голос Ангары» звукорежиссером рекламы. Создавал ролики для компаний, фирм и организаций Братска. Некоторые из этих роликов ещё пару лет назад точно крутились на радио. Сейчас – не знаю.

Решение уехать созревало несколько лет. В 2004-м я стал ощущать «голод» по знаниям, информации, общению с людьми схожей специальности. Мне элементарно было не с кем выпить чашку чая и обсудить музыкальное оборудование. В общем, в профессиональном плане я стал ощущать себя очень «одиноким» в Братске. А развиваться хотелось!

Другом по работе, фактически, стал Интернет. И ещё спасало то, что один из моих друзей Дима Щербаков после эфира на радио заходил и выслушивал меня: мои идеи, мысли и так далее. Это и есть основная причина моего отъезда из Братска – здесь мне стало скучно жить и работать, это не для меня.

31 августа 2006 года я уехал из Братска. Как сейчас помню, было прохладное солнечное утро. Уехал в Москву. Альтернативы я не видел. Только в Москве музыкант и звукорежиссер может достаточно комфортно себя чувствовать. Именно в Москве делается весь шоу-бизнес и все медиа. Я был в этом уверен тогда, подтверждаю это и сейчас.

Само решение перебраться в Москву далось тяжело. Было сложно принять то, что теплое пригретое место под солнцем в таком уютном городе, как Братск, приходилось менять на непонятную, далекую, наполненную «волками» Москву. В Братске, благодаря моей работе, многие вопросы я мог решить одним звонком: был хорошо знаком со многими директорами предприятий, ИП, ОАО и так далее. И часто проблемы решались буквально за час.

Но тяга к работе, знаниям и моей девушке, которая на тот момент была аспирантом МАИ (она братчанка), перевесила все остальные плюсы комфортного существования в Братске. Ехал, можно сказать, в неизвестность. А точнее – в арендуемую моей девушкой комнату в «трёшке».

Спустя  недели две адаптационного периода, эйфория от масштабов столицы прошла. Наступили будни. Я нашел работу в одном продюсерском центре в качестве звукорежиссёра. Это было сомнительное предприятие. где я проработал всего месяц, и где мне обещали зарплату в 1000$, но так и не выплатили... 

Наступил период разочарований.

Я начал осознавать, что в Москве ты особо никому не нужен, на твоё место придут сотни таких же энтузиастов, как ты. Спустя пару месяцев поиска работы меня всё чаще стали посещать мысли, что по звукорежиссуре я - ноль и не смогу найти достойно оплачиваемую работу. Тогда стал искать работу по специальности - я закончил Братский госуниверситет, факультет «Высшая школа управления», специальность «Прикладная информатика в экономике».

Слева направо: звукорежиссер Юрий Катешев, Сергей Волчков (участник шоу «Голос»), Сергей Моисеенко. После записи альбома Сергея Волчкова.
Слева направо: звукорежиссер Юрий Катешев, Сергей Волчков (участник шоу «Голос»), Сергей Моисеенко. После записи альбома Сергея Волчкова.

Устроился в «Мосэнерго» инженером-программистом. На самую низкую зарплату - 14 тысяч рублей. Начались полтора года настоящего ада. Все показывали пальцем и за спиной говорили, что я лимитчик, приезжий. Первые полгода приходилось доказывать, что ты не «баран». В общем, отношение было, как ко второсортному. Конечно, в лицо никто ничего такого не говорил, но это чувствовалось: по поведению, по отношению.

Спустя год все нормализовалось. Жизнь стала обыденной и текла по одному графику: дом – работа, работа – дом. Это сильно угнетало! Спасало одно: работая в продюсерском центре, я познакомился с директором одной студии. Он, человек приезжий, понял мои проблемы и позволял мне приезжать на студию и слушать разговоры «взрослых дядек». На студию я ездил стабильно по пятницам и был там с 18:00 до 00:30. В половину первого ночи шла последняя электричка до дома. И все вечера, кроме пятницы, я коротал за компьютером, копаясь в разных программах и изучая то, что услышал на студии.

Наступил 2007 год. Мне с бывшей подругой и нынешней женой удалось купить квартиру в ипотеку. Я так же продолжал работать в «Мосэнерго» на ТЭЦ-21, но уже понимал, что пора уходить - не для этого я бросил комфортные условия существования в Братске и перебрался в Москву!

Начал искать работу, связанную со звуком. Подвернулось одно объявление: «продакшн-компания ищет звукорежиссера». Компания находилась в Останкино, и они готовы были платить 35 тысяч рублей.

Сразу же я уволился из «Мосэнерго», и тут началось…

Когда я пришел на собеседование, у меня спрашивали, знаю ли я это, знаю ли я то, владею ли специальным ПО и тому подобное. Я отвечал: «конечно, всё знаю», но на самом деле всего лишь понимал, о чем они спрашивают, но понятия не имел о том, как это все работает.

В итоге договорились. После собеседования я двое суток сидел и читал разные мануалы к программам и учебники по ГОСТам для ТВ-программ. 48 часов пролетели, как 48 минут, и в итоге я с горем пополам прошел отбор - меня взяли на работу. Началась моя долгая история работы на телевидении

Работа была посменная: сначала сутки через трое, потом «два через два». Все программы, ГОСТы и приемы сведения я осваивал по ночам между сменами. Делал много программ. Параллельно ездил на студию и проводил время там. По мере того как я осваивался в мире ТВ (это 2008 год) ко мне стали прислушиваться. Я, не переставая, лез во всё и всем интересовался. К 2009-му я уже освоил все стандарты и ГОСТЫ.

В 2011-м меня поставили начальником отдела звукорежиссерского цеха. И дали мне в подчинение четверых человек. На студии, куда я пришёл несколько лет назад, мне позволили уже не только мыть посуду, подметать пол, сматывать провода, но и присутствовать при сведении крупных проектов и записи артистов первый величины.

К 2012-му я стал фигурой в телецентре. Меня уже знала местная тусовка звукорежиссеров, я постиг весь процесс производства федеральных программ, побывал во всех студиях и павильонах. Заходя в бар на первом этаже Телецентра, я постоянно встречал там знакомых (тут своя, особая жизнь).

Сергей Моисеенко и Дениэл Лихт на вручении кинопремии. Лихт известен, как автор музыки к фильму «Silent Hill», сериалу «Dexter» и другим кинофильмам
Сергей Моисеенко и Дениэл Лихт на вручении кинопремии. Лихт известен, как автор музыки к фильму «Silent Hill», сериалу «Dexter» и другим кинофильмам

И на студии я рос. Незаметно подошло время выбора. Совмещать и студийную жизнь, и Останкино уже не хватало здоровья. И в 2013-м я завязал с работой на ТВ и сделал упор на работу аранжировщиком-композитором. Мои работы «по звуку» можно было услышать на таких каналах как Рен-ТВ, НТВ, «Первый канал», СТС. Самые долгоиграющие проекты – это «Развод по-русски» (Рен-ТВ) , «И снова здравствуйте!» (НТВ), «Час ПИК» (Рен-ТВ), «Top Gear. Русская версия», «Если можешь, прости» («Первый канал») и др. Я поработал со многими дикторами центральных каналов, озвучил не один десяток, а может и сотню, программ.

Теперь о жизни на студии. Приютил меня некий Василий Богатырёв. Его больше знают по мультику «Маша и Медведь»  – он пишет к нему музыку и песни. В свое время, перед отъездом в Лас-Вегас на ПМЖ, он позволил мне приходить и учиться на студии. Вместо себя директором оставил Петра Картавого – очень известного в своё время аранжировщика и саунд-продюсера в Москве. И вот тут начался мой процесс обучения.

После смены в Останкино в 22:00 я ехал на студию и работал там до 3-4 ночи. Приезжал домой. Спал 3-4 часа и опять в Останкино. Выходных у меня не было на протяжении трёх лет. Каждый день работа, труд и учеба. Три года назад мне выделили кабинет на студии, куда я перевез свой компьютер. И стал, фактически, на студии жить.

Мне приходилось переделывать одну аранжировку раз по десять до тех пор, пока Петра не устраивал выдаваемый продукт. За это время мне удалось познакомиться с очень многими артистами и поработать с ними лично. Пётр является музыкальным со–продюсером Нюши, и эта простая девочка превратилась в звезду категории «А» на моих глазах.

На данный момент за плечами у меня очень много работ, которые были ротированы на территории России. В моей копилке 4 кинофильма, где я был композитором (список по гиперссылке - прим. ред.). Последнюю мою работу можно было услышать в мае этого года. Фильм с Димой Нагиевым и Полей Гагариной.

Сейчас я тружусь над фильмом, который будет на английском языке и выйдет в прокат на территории США и Европы. Параллельно намечается проект новогоднего шоу с очень известным артистом.

Сергей Моисеенко и Пётр Картавый
Сергей Моисеенко и Пётр Картавый

Это что касается работы. Теперь о жизни.

Были ли сложности в поисках работы? Да, было сложно. Особенно было сложно выкинуть из головы свою уверенность и пафос, оставшийся от Братска, и принять реальность того, что ты, по сути, ничего не умеешь. Здесь дела по звонку не делаются!

Приезжему найти хорошую работу реально, если человек действительно профессионал высшей категории. Однако это редкость. В Братске очень хорошо готовят инженеров- производственников, и в Москве они нужны. Но сразу вам приличную зарплату будет сложно получить, нужно год-два доказывать, что вы - не «таракан».

Все мои друзья, кто переехал вместе со мной, уже при должностях и хорошей з/п. У всех - свои квартиры, машины, соцблага. Конечно, никому просто так ничего не давалось. Понятие «8-часовой рабочий день» - в прошлом. В Москве все живут на работе и живут работой. Мысли встать и уйти в семь вечера домой ни у кого нет.

Отличия москвичей от братчан. Тут следует сразу сказать, что коренных москвичей, которые родились в столице, очень мало. Фактически, это вымирающий вид. Охарактеризовать их можно как спокойных, слегка высокомерных и не желающих работать по 25 часов в сутки. Но, повторюсь, таких индивидов очень мало. Процентов, может, 10, не больше. Остальные 90 процентов – приезжие. Это те самые «волки», которые готовы тебя подставить, предать и перегрызть тебе глотку за кусок хлеба... Поэтому очень сложно заводить здесь друзей.

Но, в целом, народ как народ. Мне уже сложно судить, так как у меня круг общения очень большой. Я общаюсь с людьми, которые интересны мне. Это музыканты, продюсеры, композиторы, актеры, режиссеры. Они - интернациональный контингент.

Сибиряков от москвичей ещё вот что отличает: самоуверенность, убежденность, что «сибирякам все должны». С этой самоуверенностью приезжих из моих родных краёв я сталкивался и сталкиваюсь постоянно. Если убрать понятие об исключительности сибиряков, то, по факту, они ничем не отличаются от приезжих из других регионов.

В общем, всё как у всех – я уже могу судить немного от третьего лица, так как скоро пойдёт десятый год моего пребывания в Москве. И я уже не просто мальчик, приехавший покорять столицу.

На премьере фильма «Подарок с характером» (Сергей Моисеенко - крайний слева)
На премьере фильма «Подарок с характером» (Сергей Моисеенко - крайний слева)

Дам совет: если собираетесь ехать в Москву, нужно убрать свою сибирскую Гордость и приготовиться все начинать с начала. Отношение к регионалам здесь всё равно как ко второму сорту. Скорее возьмут человека с опытом московским, чем регионала. Ну и конечно, нужно ничего не бояться. Главное - поднять свою «пятую точку» с дивана и начать что-то делать!

И ещё парочка советов. По мелочам. Если вы - «типичный офисный клерк», то большим плюсом будет знание английского, немецкого, китайского и других языков. Хотя на сегодня здесь всяких менеджеров-юристов-экономистов, как грязи. Ценятся сейчас толковые инженеры, строители, проектировщики. Они всегда нужны. Тем более, что Москва активно строится. Если Вы претендуете на руководящую работу, то большим плюсом будут сертификаты пройденных курсов и корочки профильных учебных заведений.

Теперь плюсы и минусы жизни в Москве. Плюсы: всегда есть, чем заняться, куда сходить и поехать. Так сказать, организовать свой досуг. Возможность развиваться в той области, которая тебе интересна. Москва - это выход на мировую площадку для бизнеса. А теперь о земном: цены - как в Братске, кроме жилья. Это в среднем, хотя разброс цен в магазинах впечатляет. Можно яблоки купить и за 200 рублей и за 100. Если отъехать в сезон за 50 километров от столицы, то можно купить уже деревенские мясо и продукты. Если нужен гламур и пафос, то есть сеть магазинов «Азбука Вкуса», там яблочко  - 1000 рублей.

Что касается транспорта, то в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья все с общественным транспортом в порядке: электрички, автобусы, метро. Если передвигаться на машине - то уже сложнее. Но ко всему можно привыкнуть и адаптироваться. Главное – амбиции в самореализации. Если они есть, то все у вас в Москве будет хорошо. Если их нет, то и смысла жить в большом городе я не вижу.

Главное в столице - быть ближе к реальности и понимать, что не ты правишь миром, а он –  тобой. А все, что от тебя требуется - это подстраиваться под него и выживать.

У меня сейчас все устроено. Карьера идет вверх. Семейный вопрос решен. И мне сложно судить о среднестатистическом гражданине, поскольку у меня своеобразная жизнь: я живу работой, живу на работе. У меня тесно переплетена работа с семьей. Тем более, 9 лет после переезда прошло. А это немалый срок.

С Тамарой Гвердцители после записи
С Тамарой Гвердцители после записи

По поводу детей. Особых проблем с устройством в детский садик не было. Сейчас для детей дошкольного и школьного возраста есть абсолютно все. Жена ради ребенка устроилась на работу в 20 минутах от дома. Проблема в том, что нет бабушек и дедушек, на которых можно оставить детей, поэтому приходится выкручиваться самим. Те, у кого нет возможности оставить ребенка с кем-либо из родных, нанимают няню.

Сейчас с Братском меня связывают мои родители и родители жены. В скором времени планируем их забрать к себе. Раньше я скучал по Братску. Когда был здесь один. А сейчас нет – сюда перебрались все мои друзья по ВУЗу и школе. Плюс появилось очень много местных знакомых.

Когда я вернулся в Братск 2 года назад, уже подъезжая к Центральному округу, начал чувствовать себя очень плохо: обострилась аллергия. Остаток отпуска я провел у родителей на даче, на Зябе. В общем, экология Братска, к сожалению, уже не для меня. Мой организм не может ее долго выдерживать. Возможно, через некоторое время я приеду…

А так этот милый городок с названием Братск останется в моей памяти, как малая родина. Я всегда читаю братские новости, зачастую интересуюсь бытом, но стараюсь уже ничего не комментировать. Считаю свои комментарии неуместными, так как нахожусь за пять тысяч километров.

Но я до сих пор люблю Братск. Он для меня полон воспоминаний детства, радости... но совершенно пуст в моей дальнейшей жизни. Хотя, возможно, доживать свои дни поеду обратно на малую родину. 

P.S. Наш канал «Уехавшие» ищет новые истории. Если вы хотите поделиться своим опытом, если вы хотите рассказать, что обрели или что потеряли, решившись на переезд с насиженного места - пишите нам на электронную почту director@tkgorod.ru. Мы свяжемся с вами и поможем рассказать миру вашу уникальную историю, которую обязательно прочитают миллионы соотечественников.