Как учиться продуктивно
Я топлю за то, что лучшее образование — самообразование. Никто не может вколотить нам в голову знания, если они нам сто лет не сдались. Вспомните школу. Очевидно же, что сколько не сиди на математике, если тебе скучно и непонятно, максимум, что тебе удастся, если ты отличник — это выполнять шаблонные задачи по тщательно вызубренным формулам. На выпускных экзаменах все это дело сдать, перекреститься и больше никогда не видеть ни графиков, ни уравнений. Напротив, если человеку нравится читать, ему не надо угрожать двойками в четверти, чтобы он осилил очередную Анну Каренину. Оно осиливается как-то само на тяге интереса и любви.
«И что же, Ева, преподы, получается, не нужны?»
Нужны. Хороший препод — это не тот, кто должен каким-то чудом пробудить в тебе интерес к тому, что ты люто ненавидишь. Такое, конечно, бывает, но я о другом.
Хороший препод, как мне кажется, должен стоять где-то в сторонке и наблюдать, как ты просто берешь и делаешь, самостоятельно набиваешь шишки, встаешь и идешь дальше.
Хороший препод покажет направление. Объяснит непонятное, если у тебя возникнет вопрос. А если ты сам не горишь предметом, у тебя никакого вопроса не возникнет.
На своих марафонах я стараюсь ничего заранее не объяснять. Просто даю задание и дедлайн. И вот если меня спрашивают, если что-то непонятно, я отвечаю. А решать за людей, как им что-то делать — это, по-моему, убийственно для креатива.
В таком деле, как текст — важна свобода, спокойствие и отсутствие рамок. Рано или поздно, если много писать, придут и рамки и структура и понимание, как надо. Но оно будет органическое, не навязанное кем-то. Пусть даже лучшим учителем на свете.
Я в свою очередь тоже учусь. Петь, например. И не сама, а с преподавателем. Однако он ничего за меня не сделает. Хотя иногда хочется, чтобы мне залезли в голову и показали изнутри, как надо издать тот или иной звук. Но нет, это так не работает. Работает только задача, которую надо выполнить. А как это сделать — лучше дойти до этого самому. Так эффективнее. В разы. Это один из самых продуктивных способов чему-то научиться. А я их испробовала немало. Поэтому и начала немножко преподавать. Точнее, давать волшебных пинков.
Я знаю этот подход с обеих сторон, знаю, что он работает.
Недавно ко мне на марафон записалась девочка, которая начала разговор с фразы «И вы думаете, это меня чему-то научит?»
Я вообще сразу почуяла, что ничего хорошего с таким зачином не выйдет и честно предупредила: «нет, научиться можете только вы сами, я лишь покажу, куда вам двигаться, дам напутствие и возьму на ручки в трудную минуту».
Ее мой ответ устроил, и она стала участвовать. Через два дня оказалось, что ей неинтересно и марафон вообще ужасен.
Я порекомендовала ей выполнить задания, которые я даю, на что она ответила, что не хочет.
Так вот, отследите в себе «не хочу» до того, как впишетесь в какой-то образовательный процесс. Будь то курсы кройки и шитья или повышение квалификации квантовых физиков. Если у вас нет «хочу-не-могу», никто за вас не захочет. Никто не сделает неудачные попытки за вас. Никто не возьмет и не начнет сначала. Понятненько?
Никогда не идите на курсы с надеждой, что они вас чему-то научат. Сначала почувствуйте непреодолимое желание или адовую необходимость научиться. «Ся» — это важно.