Влияние погоды на автопутешествие самое что не есть непосредственное. В солнечный день длинный путь кажется короче. В непогоду – одни муки и переживания, в чем я лишний раз убедился, отправившись на той неделе из Пятигорска на Домбай.
Ехать, вроде, не так уж и далеко – что-то порядка 180 км. Это как из Питера в Великий Новгород. Пусть треть пути приходится на горы и перевалы, в среднем на преодоление дистанции уходит 3-3,5 часа. Это если без вынужденных остановок. Если тормозить и любоваться живописными пейзажами, коих полным полно - все 4 часа.
Нельзя не остановиться на перевале Гумбаши, откуда с высоты 2145 метров открывается панорама Большого Кавказского хребта с двуглавым Эльбрусом. Был там в феврале в солнечный день – все красоты как на ладони. 29 марта повторил вояж, но от прежних охов и ахов не осталось и следа. Половины того, что можно увидеть в погожий день, нет и в помине – словно рисунок стерли ластиком.
Местный кафетерий, работающий в рамках смотровой площадки, пустовал, попить вкусного горного чая не удалось. И только котофеичи, коих тут аж 13 штук, внесли некоторую радость – трутся о твои ноги, мурлыкают, просят «хавки».
Дорога до перевала и несколько километров после – так себе. Беречь подвеску желательно. Каких бы то ни было отбойников на крутых поворотах немного. Но машины тут быстро не ездят. Даже местные джигиты – те, что на прямиках плюют на двойную сплошную и знаки ограничения - стараются проходить виражи с запасом аккуратности.
В горных деревушках Верхняя Мара и Нижняя Мара асфальт получше. Но по причине того, что местные коровушки бродят где хотят и когда хотят, он, скажем так, запачкан. Я промчался по «личинкам» на скорости, о чем потом пожалел – отмыть засохший на кузове навоз оказалось делом непростым.
Где-то часа через два с половиной вкатили в Карачаевск. Город небольшой и по-черкесски хаотичный. Я здесь уже четвертый раз, поэтому кое-что заприметил. Например, то, что на центральном городском круге практически всегда стоит наряд ГИБДД. Люди в погонах как-то сдерживают пыл местных лихачей, которым даже видеокамеры не указ.
А камер на участке от Карачаевска до Домбая немало - в каждом первом населенном пункте. Работают они или нет, кто ж его знает. Но скорость лучше снизить, мало ли чего. По выезде из города простые и спокойные тучи вдруг разразились ливнем. Настоящим, практически летним, нескончаемым. Под его аккомпанемент мы проехали Теберду и одноименный биосферный заповедник и вкатили в Домбай.
Тут мы хотели подняться на фуникулере к горнолыжному склону, но даже банально выйти из машины представлялось невозможным – в момент становишься мокрым. Прокатились по узким и беспорядочным улочкам курорта, взглянули на обветшавшие «Горные вершины», тянули время в надежде, что ливень успокоится, и мы рванем вместе с горнолыжниками ближе к ледникам.
Но в планы Провидения прояснение не входило. Поинтересовался у молоденькой девицы в слаломной экипировке, как там, на верху? «Не рекомендую, - послышалось в ответ. – Тут ливень, а там снежная метель и мокрый снег. Промокла насквозь, спешу в номер, в теплый душ»…
Где-то через час ожидания погоды приняли решение покинуть Домбай не солоно хлебавши. То, за чем ехали, так и не свершилось. Печалька. Ливень не покидал нас вплоть до Карачаевска. Обратный путь сделали, что называется, в объезд – через Черкесск, с его автопроизводственными мощностями Derways и далее – по равнине, по северному берегу Кубанского водохранилища с въездом в Ставропольский край.
Там нас ждал сильнейший туман с видимостью метров 200-250 и наряд ГИБДД в защищенном бетонными блоками КПП. Радости от путешествия было, как кот наплакал. Погода все-таки – штука серьезная.