http://2035.media/2018/03/28/translates
Мир становится все меньше. Потребность общаться с жителями других стран становится все больше. Возможности и тенденции изучения иностранных языков меняются вместе с миром. Преподаватели осваивают новые роли, а учеником может стать каждый, независимо от возраста, статуса и финансовых возможностей
Кто сейчас изучает иностранные языки
10 лет назад на дополнительные занятия по иностранному языку приводили, в основном, детей, которых необходимо было «подтянуть» по школьному предмету. Или же это были студенты, которые готовились к сдаче экзамена. Сейчас возрастной диапазон изменился. Детей приводят на занятия с раннего возраста, лет с 5-ти, и даже раньше. Учиться приходят люди пенсионного возраста. Все это зависит от того, как меняется наш мир. Сейчас у нас стало больше контактов с иностранцами. Появилось больше возможностей ездить заграницу. У многих теперь там живут родственники, у кого-то дети уехали жить в другую страну, кто-то сам планирует переезд. Одна моя ученица изучает французский, потому что хочет разговаривать со своим зятем-французом и новыми родственниками во Франции. Некоторым людям и не нужно изучать иностранный язык. Они на таком уровне общаются, что им достаточно Google Переводчика, который, кстати, с каждым днем совершенствуется. Поэтому многие приходят, чтобы просто ощущать себя комфортно и чтобы не было стыдно, что не знаешь, например, английского.
Преподаватели уже не те
Роль преподавателя иностранных языков в последнее время очень изменилась. Раньше учитель был таким светочем, источником знаний. Вы приходили на урок, маленькие ученички, и перед вами стоял большой учитель, который прочитал много книг и все это передавал вам. Сейчас информации – очень много. Никакие тайные и великие знания учитель до вас не доносит – все это можно найти в Интернете. Современный преподаватель сейчас выполняет целый диапазон ролей. Он понимает, что эффективней направить человека, чтобы он больше занимался самостоятельно: смотрел фильмы, общался с носителем языка. Учитель иностранного языка сегодня – больше мотиватор и куратор. Он не стоит выше. Его роль – организовывать учебный процесс, организовывать время ученика, составлять индивидуальную программу и контролировать ее выполнение. Изменился и формат объяснений правил, вообще стиль преподавания. Многие преподаватели, особенно те, кто преподает онлайн, имеет свои страницы в соцсетях, ушли от привычного языка учебников, стали ближе к людям. Они говорят на простом, разговорном языке, много шутят, могут и ввернуть крепкое словцо, не замыкаются в функции учителя, а остаются живыми людьми. Их цель не говорить правильным языком, а сделать так, чтобы люди поняли, чтобы был результат.
Четыре самых полезных гуманитарных навыка в эпоху искусственного интеллекта. Версия писателяКристиана Мадсбьерга
Новые запросы
Сейчас не всем необходимо изучать все подряд, начиная от алфавита и заканчивая всеми временами глаголов. Многие приходят за специфическими знаниями, например, поработать над произношением. У некоторых есть конкретные запросы – путешествие через месяц. И тогда нужно работать с этой темой, сделать индивидуальный курс. Мы знаем, куда этот человек поедет – кататься на лыжах или купаться в океане, и, исходя из этого, прорабатываем определенную лексику. Мы можем открыть карту места путешествия – «походить» по ней, поспрашивать, поискать. Мы можем зайти на сайт, где забронирован дом, квартира, гостиница, и научиться говорить про возможные проблемы, которые могут в них возникнуть.
Новые технологии
Обучение переходит в онлайн и в будущем эта тенденция останется ведущей. У многих людей нет времени ездить к учителю, в школу, поэтому обучение происходит в скайпе, в мессенджерах, даже если вы с преподавателем живете в одном городе.
Существует много сайтов и ресурсов, которые позволяют изучать иностранный язык самостоятельно. Дальше будет больше — для этого есть масса возможностей. В интернете можно найти собеседников, упражнения, готовые программы. Есть специальные сообщества, в которых обычные люди помогают вам самостоятельно изучать язык. В сети существует масса ресурсов, где можно найти собеседника-носителя языка или выложить свой текст, который проверят несколько носителей языка.
Популярны обучающие марафоны, в рамках которых преподаватель работает с несколькими людьми. Они в течение определенного времени осваивают конкретную программу, выполняют задания, которые преподаватель проверяет. Марафоны – достаточно эффективная вещь, потому что на некоторых марафонах достаточно жесткие правила. Например, не выполнил 2 задания – вылетаешь, и деньги тебе никто не возвращает. Поэтому все стараются все выполнять в срок.
Также существует множество приложений для смартфонов и компьютеров для изучения лексики или грамматики иностранного языка. Конечно, пока не изобрели флешек, которые можно вставить в голову или чипов, которые бы помогли вам быстрее научиться. Поэтому по-прежнему вам нужно время, чтобы качественно освоить новый язык.
Искусственный интеллект заменяет дизайнеров. Мы собрали список онлайн-сервисов на основе нейросетей для работы с иллюстрациями
Какие языки будут учить
Спрос на английский язык останется на первом месте. Все больше людей, конечно, хотят учить китайский язык и это очевидно. Но китайский не перегонит по популярности английский в силу своей сложности. Сейчас уже сформировался особый вариант английского международного языка. Люди, для который английский – неродной язык, разговаривают на этом международном английском и понимают друг друга. Парадокс в том, что зачастую носители языка их не понимают, и они не понимают носителей.
Люди также берутся за изучение второго иностранного языка. Например, они достаточно хорошо знают английский и начинают изучать французский или японский. Все это зависит от потребности или мечты.
Жизнь после учебника
Изучение языка – не конечный процесс. Нужно изучить его до какого-то момента, а дальше с ним жить. Когда вы закрываете учебник, все как раз только начинается. Если не смотреть новости на иностранном языке, фильмы, не читать книги, не общаться – знания устареют. Мир меняется – появляются новые слова, новые реалии. Поэтому привыкайте пользоваться иностранным языком наряду с родным, и тогда через 10 лет вы будете «на волне». Только делать это из-за своего страха, что знания устареют, не стоит. Лучше всего – идти через свой интерес. Изучать язык, чтобы понимать то, что вам интересно, может быть, для какой-то своей мечты. Тогда у вас не будет ощущения учебы, это будет больше похоже на интересное путешествие.
Автопереводчики будущего
Вполне реально, что через 20 лет мы будем ходить со специальными устройствами, позволяющими нам, не задумываясь, понимать речь иностранцев. Сейчас уже достаточно много сделано в области машинного перевода, распознавания речи. Однако, более или менее качественными они будут только для наиболее популярных языковых пар. Нет уверенности, что они будут достаточно продвинутыми для таких пар языков, как, например, русский — суахили или грузинский — вьетнамский. В непопулярные пары никто просто не захочет вкладывать средства. Хотя, опять же все будет зависеть от того, как будет меняться мир.
Даже если у всех будут автопереводчики, люди все равно будут изучать языки. Да, такие гаджеты намного облегчат жизнь многим. Но не все они будут создавать условия полноценного общения. Я не могу представить, как, например, можно будет с их помощью читать художественную литературу, смотреть художественные фильмы. Думаю, что их по-прежнему будут переводить люди. Даже для того, чтобы разработать такие устройства, нужно знать языки. А юмор? Шутки же создаются внезапно, часто из ничего, с игрой слов. Как они это смогут поймать? Да и найдутся люди, которые будут изучать языки просто потому, что им это нравится. Это на самом деле очень здорово, ведь с каждым новым изучаемым языком, начинаешь смотреть на мир с другой точки зрения, открываешь его заново, видишь то, чего раньше не замечал.
Подготовила Анастасия Смирнова, переводчик, преподаватель студии иностранных языков и перевода «Авангард»
Рекомендуем также познакомиться с интервью ректора Международного банковского института Марии Сиговой, которая рассказала, как в эпоху искусственного интеллекта обучить востребованных экономистов