http://2035.media/2018/03/27/migration
Российская экономика нуждается в дополнительных человеческих ресурсах. Однако пока в нашу страну едут низкоквалифицированные специалисты, миграция остается проблемой, а не одним из драйверов роста. Эксперты Центра стратегических разработок выдвинули предложения, как изменить вектор миграционной политики
Потребность в миграции
На 1 февраля 2018 года в органах службы занятости населения было зарегистрировано 778,0 тыс. человек. Заявленная работодателями потребность в работниках на 01 февраля 2018 года составила 1 377,1 тыс. единиц.
Это значит, что даже если все безработные граждане России устроятся на работу, около 600 тысяч рабочих мест останутся незанятыми. Так что приезжие нужны государству для восполнения демографических ресурсов, прежде всего, трудовых.
В то же время, согласно расчетам Росстата, пик их востребованности уже прошел, с 2017 по 2030 годы численность трудоспособного населения в стране будет расти, а значит и потребность в мигрантах будет снижаться.
Геополитические основы
Эксперты Центра стратегических разработок в своем докладе о миграционной политике России говорят — страна находится в парадоксальной, противоречивой ситуации.
С одной стороны, сами её размеры, концентрация природных ресурсов на её территории, исторически сложившаяся репутация одного из региональных лидеров, неизбежно вынуждают Россию стать ключевым элементом евразийской экономической интеграции. Однако, создание в огромного производственного контура потребует организации и гигантской системы разделения труда, что невозможно без высокой мобильности рабочей силы. А значит, всякие преграды для ее движения — юридические, административные, экономические — должны быть или устранены, или сведены к минимуму.
С другой стороны, очень уж разношерстными по уровню экономического благополучия, по этническому и религиозному составу населения являются страны чаемого евразийского комплекса, чтобы допустить столь масштабное перемещение рабочей силы.
Демографический портрет современной России. Где, в каком количестве и как долго живут россияне
Оставить — нельзя, отказаться — чревато
Можно говорить, по крайней мере, о нескольких проблемах, рождаемых существующей миграцией.
Во-первых, источником рабочей силы для страны — регионального гегемона, то есть для России, становятся более бедные, «периферийные» страны, поскольку менее обеспеченный человек готов работать за меньшие деньги. Следствие — стоимость рабочей силы на рынке падает, а вслед за ней падают зарплаты, покупательная способность населения и экономика в целом.
Во-вторых, мигранты оказываются дополнительной (и до поры до времени не учитываемой государством) нагрузкой для социальной инфраструктуры. При этом, как известно, в России совсем не растет число поликлиник, детских садов, школ, тюрем, наконец.
В наших тюрьмах сидят порядка 30 тысяч иностранцев — мигрантов. Годовые затраты на содержание каждого заключенного — 470 тысяч рублей. Получается, российскому бюджету эти преступники обходятся в 14 миллиардов рублей в год. В миграционном центре в подмосковной деревне Сахарово в месяц 23 тысячи человек проходят через депортационный изолятор. Я был там, у них хорошие условия, как в общежитии. А этих центров у нас по стране более 80. Стоимость депортации — где-то тысяча долларов на каждого. В 2016 году выдворили 55 160 человек. Значит, около 3 миллиардов ежегодно мы тратим только на это.
Максим Григорьев, директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты России
В-третьих, по понятным причинам трудовые мигранты держатся друг за друга, живут, работают и отдыхают вместе, не общаясь ни с кем из местного населению, кроме разве что работодателей. Формируются своеобразные и порой очень большие гетто, вокруг которых со временем создается особая инфраструктура — магазины, кафе, парикмахерские.
Если существует закрытое сообщество, значит, вокруг него на первом этапе возникает отрицательная мифология (мигранты насилуют, мигранты убивают, мигранты, в конце концов, грязные и бескультурные), а на втором этапе — разлитая в обществе враждебность. И нельзя сказать, чтобы этот «дым» был совсем без «огня».
В-четвертых, рабочая миграция в нынешнем виде оказывает развращающее воздействие и на бизнес, и на власть, и на рядового гражданина.
Общение между работодателем и наемным работником — это особая культура, особая этика. Ситуация, при которой работник — немного «недочеловек», существо почти бесправное и безмолвное, приучает работодателя не считаться с его достоинством, не заботиться о нем, не создавать для него приемлемые условия труда.
Если привлекать дешевую рабочую силу из-за рубежа выгодно, то предприниматель с готовностью пойдет на коррупционные издержки, а чиновники и сотрудники правоохранительных органов со временем втянутся в коррупционные схемы.
Наконец, и «обычный» человек со временем начинает смотреть на мигранта, как на существо неполноценное, которое можно высмеять или унизить.
Всё это оказывает разрушительное воздействие на социальные процессы. Как следствие, российское руководство находится перед дилеммой: отказаться от миграции рабочей силы невозможно, но и в нынешнем виде она чревата едва ли не коллапсом.
Миграция для своих
Социологи свидетельствуют — уровень ксенофобии в России в 2017 году достиг своего исторического минимума.
Положительная тенденция в оценках россиянами межнациональной сферы наметилась еще в 2014 году. Это в значительной степени связано с вытеснением внутриполитической повести внешнеполитической — присоединением Крыма и последующими санкциями со стороны стран Запада. Страхи наплыва мигрантов и межнациональной розни, ранее волновавшие население, были замещены страхом войны и экономических проблем.
Карина Пипия, социолог «Левада-центра»
Тем не менее, согласно опросам ВЦИОМа, отношение к миграции среди населения неоднозначно. С одной стороны, пользуется поддержкой политика привлечения русскоязычных граждан из стран бывшего СССР (78% «за»), а также привлечение квалифицированных кадров из других стран (75%). В то же время приезду в Россию неквалифицированных работников из других стран рад мало кто (9%).
Нужны машинисты, дворники не нужны
По оценкам экспертов, на территории России находится 3-4 миллиона трудовых мигрантов. При этом существует огромный дисбаланс между квалифицированной и неквалифицированной рабочей силой. Дворников гораздо больше, чем надо, а вот машинистов не достает.
Так, по данным исследователей в Ханты-Мансийском автономном округе подавляющее число вакансий предназначено для работников «имеющих специальное профессиональное образование и навыки (например, машинист крана, подъемника, экскаватора, трубоукладчика, стропальщик, электромонтер и др.), в меньшей степени — для работников без необходимой квалификации (грузчик, уборщик территорий, подсобный рабочий, мойщик посуды, фасовщик и др.). Около 10 % общего числа вакансий приходится на специалистов с высоким уровнем квалификации, прежде всего инженерных работников».
При этом среди мигрантов только 32 % являются выпускниками профессиональных училищ, техникумов или колледжей, то есть попадают в число реально востребованных специалистов. При этом 43 % не имеют никакого образования, кроме школьного, а 25 процентов — окончили вуз, то есть «слишком образованы». Получается, что от трети до половины трудовых мигрантов рискуют не найти никакой работы на территории ХМАО.
В каких регионах России выгоднее работать. Тезисы доклада ЦСР про рынок труда
Фокус — национальная безопасность
Чтобы размотать клубок миграционных противоречий необходимо выбрать приоритеты. Упрощенно — это выбор между экономикой и национальной безопасностью.
В 2012 году (в условиях повышенного спроса на мигрантов) в России была принята «Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года». С одной стороны, в ней говорится, что будущее за миграционной политикой, основанной на принципе свободного передвижения, а основными целями миграционной политики, в т.ч., являются:
- восполнение естественной убыли населения России за счет притока постоянных мигрантов;
- обеспечение российского рынка труда дополнительной рабочей силой за счет временных трудовых мигрантов, но с учетом реальных потребностей конкретного региона и конкретной отрасли экономики;
- устранение дисбаланса во внутрироссийской миграции, при котором население по территории России размещено крайне неравномерно, и обеспечение роста населения стратегически важных регионов страны, прежде всего Дальнего Востока.
С другой стороны, заявляется, что на первый план выходит обеспечение национальной безопасности, которая фактически понимается как ограничение притока мигрантов.
Власть идет путем запретов
Если де-юре власть не смогла определиться с приоритетами миграционной политики, то де-факто она сделала это. В 2016 году Федеральная Миграционная служба была ликвидирована, а ее функции передали Главному управлению по вопросам миграции при МВД. И уже 12 февраля 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу пакет законопроектов, подготовленных Министерством внутренних дел.
Новые нормы направлены на упорядочивание миграционной ситуации в условиях постепенного снижения потребности государства во внешней неквалифицированной рабочей силе. Но никак не решают вопросы привлечения в страну квалифицированной рабочей силы, заселения малозаселенных территорий, снижения нагрузки на социальную систему страны, расширения коммуникации между «местными» и «приезжими».
Альтернативное решение
Альтернативное решение предлагают эксперты Центра стратегических разработок. Их основная идея – сделать приоритетом миграционной политики экономику. И начать можно со следующих мер.
- кодификация миграционного законодательства, чтобы убрать многочисленные противоречия в множестве законов и подзаконных актов
- антикоррупционная экспертиза нового законодательства
- переход управления миграционной сферой из рук силовиков в руки гражданского ведомства
- вместо практики ограничений миграции к практике перейти к созданию привлекательных условий, формирующих потоки необходимых России мигрантов
- социальная политика, способствующая решению существующих сегодня проблем
Сегодня задачей миграционной политики является организация уже существующего социального пространства с целью предотвратить нарушения и конфликты. В правоохранительных органах логично называют это «борьбой», потому что иных инструментов у этого силового ведомства нет.
Эксперты ЦСР предлагают построить миграционную политику так, чтобы она из элемента внутренней социальной борьбы, стала одним из факторов, помогающих развитию страны.
Материал подготовлен с использованием данных доклада ЦСР«Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года»
Рекомендуем вам также познакомиться с другими исследованиями Центра стратегических разработок. На сайте ЦСР — в их полных версиях. Или на нашем сайте — в формате ключевых тезисов