Как быстро летит время… Технологии не стоят на месте… Банальщина? Когда речь заходит о ностальгических чувствах, даже столь заезженные шаблоны простительны. Особенно если говорить не о КПК или телефонах, а о сайтах, которыми пользуемся каждый день. Мы ведь уже едва помним, как выглядели первые версии Яндекс, Google и ВКонтакте, Twitter, YouTube и Thefacebook (да-да, именно так он назывался при рождении!). Тем интереснее взглянуть на начало их пути, осознать, как они изменились, и понять, почему именно так, а не иначе.
Для начала почему бы не вспомнить, с чего начинался Интернет. В своём современном виде, то есть с World Wide Web в основе, он начался в 1990 году с запуском Тимом Бернерсом-Ли самого первого сайта (вот здесь лежит его восстановленная копия). Собственно, на этой страничке и описывалась сама технология, основанная на протоколе HTTP. Этот же программист написал и первый веб-браузер WorldWideWeb, позже переименованный в Nexus. Правда, в массы сначала пошёл NetScape Navigator, который потом был надолго вытеснен, страшно сказать, Internet Explorer’ом.
Но всё это чуть другая история. Мы же вспомним, как выглядели первые версии популярных сайтов. В скобках в заголовках указана приблизительная дата запуска первой публичной версии ресурса.
Яndex (сентябрь 1999): разговаривайте с ним человеческим языком
Возможно, вы и не знали, но «Яндекс» для широких масс был запущен примерно на год раньше, чем Google, к тому же поначалу имевший статус beta. Поначалу блок «Горячих новостей» сопровождался сигаретным «бычком», спасибо Великому и Ужасному Дизайнеру всея Рунета, но из второй версии его (речь о «бычке») всё же убрали.
Помимо очевидных визуальных изменений обращает на себя внимание возможность выбора кодировки — актуальная для Интернета двадцатилетней давности опция. Есть ещё и таинственный раздел «Сказки» — эдакий блог разработчиков о наблюдениях в Сети и свежих достижениях. Например, из «Сказок» стало известно о возможности получать информацию по запросам, заданным естественным, а не машинным языком.
Google (сентябрь 1998): главное не внешность, а внутренний мир
Самый известный поисковик в мире, в свою очередь, с самого начала являл собой торжество минимализма против визуальной замусоренности тогдашнего лидера Yahoo!. Хоть и имел в логотипе такой же восклицательный знак. Визуально, если вдуматься, изменилось совсем немного, а самой громкой историей стала, пожалуй, перерисовка логотипа пару лет назад. Зато «под капотом» было перелопачено всё и многократно, а компания из простого «поисковичка» превратилась в одну из крупнейших мегакорпораций современности.
Lenta (конец 1999): узкая вёрстка для широкой мысли
На примере одного из самых известных в своё время новостных порталов Рунета хорошо видно, как старательно тогда сайты стремились ужаться в скромное разрешение ЭЛТ-мониторов, которое сегодня стыдно иметь даже бюджетному смартфону. И неплохо получалось!
YouTube (февраль 2005): приз за самый постоянный логотип
Создатели YouTube довольно долго определялись с тем, как должен выглядеть их сайт, а также с его направленностью — в числе прочего была даже идея сервиса видеочатов. Первая «стабильная» версия представлена на скриншоте ниже. На нём же видно, что знаменитый логотип с небольшими изменениями сохранился с самых ранних версий по сей день. И не будем забывать, что до 2015 года сервис по умолчанию работал на Flash, который затем сменился HTML5. До сих пор на просторах YouTube несложно найти самое первое загруженное в него видео.
Twitter (март 2006): привет из девяностых
Даже сервис микроблоггинга Twitter использовал Flash в силу отсутствия достойной альтернативы. И если его суть за одиннадцать с лишним лет практически не изменилась, дизайн даже близко перестал напоминать первоначальный «привет из 1990-х», став максимально лёгким. И, конечно, в логотипе появилась знаменитая птичка.
Apple.com (1992 год): когда яблочко падает далеко от яблони
Для мегакорпорации Apple в 1990-х Интернет был скорее вспомогательной, нежели целевой площадкой. Только в «нулевых» с развитием iTunes ситуация изменилась. Тем не менее, даже без Стива Джобса (к тому моменту покинувшего Apple и ещё не вернувшегося) компания старалась использовать это перспективное направление для создания собственной экосистемы.
Правда, дизайн и наполнение сайта до возвращения Джобса к родным пенатам говорят о том, что попытки провалились. Apple.com превратился в заурядную площадку, полностью потеряв свою идентичность — равно как и вся компания.
«ВКонтакте» (октябрь 2006): и Дуров следит за тобой
У автора была мысль скопировать и лишь немного подправить текст предыдущего блока для рассказа о ВКонтакте. Но нет — когда Facebook резко сменил структуру, Павел Дуров сумел удержаться на привычных рельсах, разве что стену убрал и не вернул (и хорошо). У руля социальной сети это его не удержало, но убрать своё лицо из левого угла интерфейса он догадался задолго до этого.
Wikipedia (январь 2001): когда менять решительно нечего (да и не нужно)
Сложно представить, как могла бы поменяться свободная Интернет-энциклопедия, наполняемая преимущественно текстами и перекрёстными ссылками, которые к трём часам ночи могут увести тебя с описания модного сериала в глубины квантовой физики. Как «Вика» представляла собой чёрно-синий текст на белом фоне, так по сей день почти ничего и не изменилось — посвежела разве что дизайном, да логотип стал осмысленнее.
Newsru.com (август 2000): держаться корней
Этот новостной ресурс, до 2000 года принадлежавший телеканалу НТВ и располагавшийся на его же домене — один из немногих, кто бережно хранит память о своих истоках. Несмотря на существенно обновлённый дизайн, сверху до сих пор находится кнопочка «Классическая версия» с нескромным пилоном — по её нажатию новый контент доступен в старой «обёртке». Что ж, перефразируя классика, раз версия сайта существует, значит, это кому-нибудь нужно.
WAP-сайты: мал золотник да дорог
В начале «нулевых» вместе с продвинутыми «мобилками» и КПК до России потихоньку начал добираться и мобильный интернет — тогда в основном в виде WAP. Это небольшие, преимущественно текстовые (для быстроты загрузки) ресурсы, адаптированные под крошечные дисплеи кнопочных «звонилок». Вот только больно дорогие поначалу: например, минута WAP у «БиЛайн GSM» в 2001 году стоила от 5 до 15 центов. И это не для любого WAP-сайта, а для внутреннего, «Вымпелкомовского»!
Не адаптированные к мобильным устройствам сайты
Тем не менее достойной альтернативы WAP долгое время не было: полновесные ресурсы были банально не адаптированы ни под размеры дисплеев (даже огромных экранов КПК на 3–3,5ʺ), ни под их разрешение. Две скролл-полоски — вертикальная и горизонтальная — в подобных случаях были обычной картиной. Понятно, ни о каком удобстве безо всяких мультитачей, пинчтузумов и прочих смартфонных хитростей и речи не было.
4PDA (апрель 2005): «И вот моё начало...»
Думали, себя-то мы и забыли? 4PDA появился во время активного распространения мобильных компьютеров в России и был призван собрать в одном месте знания от специалистов, энтузиастов и просто ценителей. Движок был написан практически с нуля и также активно использовал Flash. И вот уж действительно, как быстро летит время: совсем скоро сайту исполняется 13 лет.