Найти в Дзене
Большая Птица

Автоматизируй это: тренды и прогнозы в розничной торговле на 2018 год

Оглавление

Резкий спад покупательской способности россиян, похоже, прекратился. Люди немного расслабились. Статистические отчеты говорят, что расходы увеличиваются. Количество тех, кто вынужден жестко экономить, уменьшилось, так что в 2018 году всем, кто занят в розничной торговле, есть смысл побороться за внимание покупателя. В статье рассказываем, какие новые стратегии и тренды помогут выиграть в этой борьбе.

В каких условиях предстоит работать

По данным Госкомстата оборот розничной торговли в октябре 2017 года составил 24 триллиона рублей. Это на 1% больше, чем в предыдущем году. Главный экономист Внешэкономбанка говорит, что в 2018 году общий объем розницы увеличится еще на 1,6%. В Минэкономразвития считают, что рост будет еще больше — около 3%.

Индекс потребительского доверия по данным ВЦИОМ составил 41 пункт в сентябре и 47 пунктов в августе — самые высокие показатели с конца 2014 года. То есть россияне считают, что настало более благоприятное время для покупок, хотя примерно половина все еще думают, что лучше экономить.

Эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб отмечает важную вещь — впервые за время исследований наметилась тенденция к тому, чтобы разрушился продефляционный консенсус. Это значит, что семьи перестанут сознательно сдерживать расходы, если имеют возможность тратить больше.

Подписывайтесь на каналы Большой Птицы Вконтакте и Фейсбук
Пишем про бизнес: управление, продажи, финансы, технологии. Рассказываем о важных изменениях в законодательстве.

Ситуация пока не самая радужная, но сулит перспективы. Важно понимать, что с желанием тратить растут запросы покупателя — в уровне комфорта, в скорости обработки заказов, в количестве способов оплаты, в дополнительной лояльности. Кто сумеет приспособиться, кто лучше поймет клиента, тот окажется или останется в дамках.

Для этого рассмотрим, какие из трендов набирают силу.

1. Ориентир на клиента

Вряд ли новость, но точно тренд. Персонализация клиента и уникальный опыт от посещения магазина будут играть еще большую роль. Покупатель скорее вернется туда, где к нему обратились по имени или показали, что знают о нем больше. По данным Accenture Interactive study 56% покупателей предпочтут совершить покупку там, где знают их имя, а 54% согласны дать личные данные, чтобы получать персональные предложения.

На этом фоне будут играть все большую роль технологии, связанные со сбором данных и их анализом. Активный трекинг пользователей будут внедрять не только онлайн-продавцы, но и офлайновые точки продаж. За пределами интернета это можно делать при помощи скидочных купонов, карт лояльности и опросов. С интернетом проще — здесь решает грамотно настроенная аналитика.

Будет мало просто работать с лояльной аудиторией. Придется разобраться, сколько стоит удержать клиента и вовлекать аудиторию в «жизнь» бренда или продавца. Еще большее значение получит user-generated контент, когда пользователи сами создают контент и делятся им в социальных сетях. Например, делают отчеты по полученным пробникам и выкладывают в общий доступ промо-видео.

Брендам и продавцам придется втереться в доверие и попытаться ассоциировать себя с частью жизни покупателя. Например, в пятницу идем в «Магнит» за дешевыми чипсами перед кино — там регулярная скидка.

Самое главное — на первых позициях окажется бизнес с «человеческим лицом». Огромную роль будет играть личное теплое общение, готовность отвечать на вопросы и всевозможные промашки. Будет иметь значение, как продавцы реагируют и работают с негативом. Важно его отрабатывать, фильтровать и не оставлять неотвеченным. Те, кто будут агрессивно пресекать обращения или предпочтут его не заметить, откатятся назад.

Подключайте эквайринг и бесконтактную оплату

Россияне станут еще чаще платить картами и при помощи смартфонов. Подключайте эквайринг и возможность бесконтактной оплаты через Apple Pay и Samsung Pay. Это важно. Центробанк приводит статистику— 13 миллиардов операций совершили пользователи карт к декабрю 2017 года, что на 31% больше, чем в предыдущем. В новом году покупатели еще активнее будут спрашивать в средних и мелких точках «а можно ли оплатить картой».

2. Промоакции и промокоды

По данным Nielsen в России растет количество продаж по промоакциям. По желтым ценникам активнее всего покупают бытовую химию и алкоголь. Покупатель привык не просто замечать выгодные предложения «3 по цене 2», а приучился специально искать акции или даже сравнивать их «выгодность» в разных точках продаж. Такое поведение подстегивает ритейлеров отвечать на активность покупателя и доносить до них нужную информацию — например, в почтовых ящиках чаще будут появлять проспекты с акциями на неделю от ближайшего гипермаркета, а в торговых залах будут стенды с актуальной информацией.

-2

Это дает толчок к развитию таких сервисов, как «Едадил» — агрегаторов актуальных скидок и предложений. За 2017 год аудитория приложения выросла на 80% и составила 4 миллиона активных пользователей. При этом средний юзер стал просматривать на 40% больше предложений, чем раньше. Люди активно ищут, где акции повкуснее.

По данным «Ромира» россияне уже готовы тратить больше в магазинах, но предпочитают брать товары по скидкам — 36% опрошенных ответили, что в первую очередь ищут на полках акционные товары. Это на 10% больше, чем в прошлом году. Получается, тратить будут больше, но по акциям.

Частично это связано с тем, что обилие акций и скидок — это не следствие скупости покупателя, а метод конкурентной борьбы крупных игроков рынка. Об этом рассказывает Михаил Бурмистров — гендиректор INFOLine-аналитики. Все больше крупных и средних ритейлеров будут вводить ежедневные акции, скидки, бонусные и клиентские карты. Продавцы станут чаще использовать купоны и внедрять программы лояльности. Продолжится рост числа email-рассылок с промокодами на бесплатную или условно бесплатную продукцию, когда для подарка надо сделать заказ на определенную сумму. Последнее уже отлично работает в бьюти-сфере, но можно забирать и тестировать в других отраслях.

Черная пятница будет только эффективнее

С каждым годом такой маркетинговый прием работает только лучше. В 2017 Wildberries продал товаров на 5,6 миллиардов рублей, что на 64% больше, чем в прошлом году. В дни распродажи покупатели делали на 87% больше покупок, чем в обычный день. Рекорд — 6 заказов в секунду. В «Оби» тоже рассказали, что в день скидок продавали в 6 раз больше, чем в обычный день. В это время растут не только объемы, но и конверсия со средним чеком. Не просто больше людей приходит в магазин — они больше покупают в денежном выражении, несмотря на меньшую стоимость товаров.

3. Омниканальность

Чтобы не путать понятия, сразу разберемся. Мультиканальные продажи — это когда вы используете для контакта с клиентом разные каналы — онлайн-магазин, приложение, социальные сети и физически существующий магазин. Такой подход активно используют давно — все в курсе, что надо идти в онлайн, потому что многим удобнее покупать, не выходя из дома.

Омниканальность — это понятие, когда все каналы продаж как бы закольцованы между собой и покупатель использует все одновременно. Например, читает отзывы и проверяет наличие размера платья в магазине, пока перебирает другие товары на полках.

Такая система уже есть в сети H&M. В магазинах этой сети отсканировать ценник в приложении или ввести номер штрих-кода на сайте — будет видно, есть ли нужные штаны в этой точке. Если товар есть в магазине, можно не стоять в очереди. Оплачиваешь заказ через приложение и забираешь на кассе уже готовый пакет с покупкой. При этом через приложение, обычно, товар стоит дешевле. Чем более развитые отношения с покупателем, тем сильнее проявляется нужда в омниканальности.

Принципы омниканальности:

  • Постоянство — абсолютная узнаваемость на всех платформах. Одинаковое расположение кнопок, одинаковые фирменные цвета и порядок действия для покупки, одинаковый тон в общении консультантов.
  • Доступность и цельность. Пользователь сам решает, где ему удобнее делать покупки и контактировать с брендом. Переход с сайта в мобильное приложение не выглядит насильственным — просто там должно быть удобнее в определенный момент. Подписка на социальную сеть не должна быть принудительным этапом — там должна быть важная информация или весомая выгода. Хороший пример — Л’Этуаль или Рив Гош. На их сайтах можно рассмотреть товар и отложить его в корзину, а продолжить покупки с мобильного, пока скучаешь в пробке или метро.
  • Функциональность каналов. Оплатить кофе в Старбаксе через приложение — пожалуйста. Это хороший пример функциональности омниканального подхода. Каждый канал должен решать проблему, а не стать просто еще одной загрузкой в смартфоне. Например, в супермаркете можно вместо карты лояльности предъявить смартфон с виртуальной заменой или узнать в приложении, в каком ряду стоит зеленый горошек.

Частный пример омниканальности — большой выбор опций доставки. Клиент продолжает взаимодействовать с брендом уже на стадии, когда товар приехал к нему домой. Возможность оплатить товар при получении, примерить его, выбрать размер или отказаться от покупки хорошо работает на лояльность к продавцу. Такой подход уже используют Wildberries и Lamoda, так что стоит присмотреться и взять на вооружение в будущем.

Оптимизация контента под смартфоны

Еще один связанный тренд. Ваш контент — фотографии, текст, ценники, кнопки, контакты должны быть хорошо видны на смартфоне. Почти половина трафика на сегодня — мобильный. В будущем году по некоторым прогнозам покупки в мобайле обгонят десктопные. Если будет сложно найти кнопку «в корзину», покупка не состоится. Если будет сложно приблизить фотографию, покупатель закроет сайт. Если в каталоге будут слишком мелкие иконки, выстроенные бесконечными рядами, никто не станет разбираться — уйдут к конкуренту.

4. Социальные сети

В 2018 году для результата может не хватить простого постинга картинок в ленту Фейсбука или Вконтакте. В социальных сетях придется общаться с покупателями — будет важен интерактив. Анализ болей целевой аудитории, точный таргетинг по увлечениям и интересам. Еще большее значение приобретет видео-контент — обзоры, краш-тесты, анбоксинг товара в каналах Ютуба.

5. Автоматизация

Чем проще будет делать покупки, тем скорее к вам вернуться клиенты. Например, можно внедрять оформление заказов через интерактивные терминалы, которые установлены прямо в зале. Так уже делает Макдональдс и ряд крупных гипермаркетов. Это экономит время сотрудника и показывает заботу о покупателе, которому не приходится лишние минуты проводить в скучной очереди.

Подписывайтесь на каналы Большой Птицы Вконтакте и Фейсбук
Пишем про бизнес: управление, продажи, финансы, технологии. Рассказываем о важных изменениях в законодательстве.

Следующий этап — магазины без кассы, который уже протестировал Амазон. Это новое направление показывает, куда расти. Walmart раздает клиентам на входе специальные сканеры, чтобы оценивать продукты и не стоять в очереди на кассе. Появляются гипермаркеты с отдельными кассами без кассиров. Их будет все больше и как результат — кто-то сделает магазин на полном самообслуживании.

Но автоматизация касается не только работы с покупателем. Количество обрабатываемых данных у мелких и средних продавцов постоянно растет, у больших — зашкаливает. Для их обработки и оптимизации нужны ресурсы. Одно из возможных решений — облачные сервисы. Они сокращают нагрузку на внутренние серверы, обеспечивают доступ к данным с любого устройства и помогают быстро наращивать мощности в пиковые периоды вроде черной пятницы или новогодних скидок.

6. Искусственный интеллект и интернет вещей

Самый простой пример — полная информация по товару после сканирования QR-кода смартфоном. Не надо искать дату производства, состав и срок годности, не нужен консультант, чтобы рассказать, что за экран у этого телевизора, и как долго действует гарантия.

Интернет вещей поможет продавцам следить за свежестью продуктов в холодильниках, за наличием товара на полках и складах, за спросом на отдельные категории товара. Автоматизированная система сумеет без участия менеджера дозаказать нужное и оформить заявку поставщику. В Японии умные тележки и корзины уже считывают коды и показывают сумму покупок по пути к кассе — удобно, и в такой магазин хочется вернуться.

Искусственный интеллект с активным машинным обучением поможет в персонализации покупателей — он уже умеет распознавать лица и различает постоянных покупателей. Это позволяет сделать общение с ними более живым и дружеским.

Биометрия

Новый скачок и возможный тренд в розничной торговле — максимальная персонализация по биометрическим данным. «Азбука вкуса» уже внедрила в своем магазине возможность платить за покупки отпечатком пальца, так что покупателя больше не расстроит факт забытого кошелька или банковской карты.

7. Дополненная реальность

Как заранее узнать, будет ли смотреться кровать в спальне или подойдет ли пара обуви на вашу ногу? Приложения дополненной реальности решают эту проблему. Начиная с бума игры про покемонов, приложения дополненной реальности все активнее выкатываются на рынок. Икеа уже показала приложение, при помощи которого можно «примерить» мебель из каталога у себя дома.

В России один из флагманов — сервис IMIGIZE. Его команда разработала и вместе с Wildberries уже тестирует приложение для удаленной примерки обуви. Покупатель фотографирует ногу и задает параметры, а программа делает трехмерную модель ступни высокой точности. Параллельно разработчики оцифровывают на складах обувь. После того, как покупатель привяжет результат к личному аккаунту, возле каждой пары обуви на сайте он будет видеть, подходит ли ему выбранный размер.

YouTube3:45

Еще один пример — зеркала в примерочных, которые сами подставляют к отражению нужную вещь и просят продавца принести замену. Все это сказывается в плюс для продавцов, потому что облегчает жизнь покупателей.

-3

8. Роботизация

Роботы заменяют все больше позиций — пишут тексты, делают новости, работают на складах, управляют рекламными кампаниями. У Амазона роботы заняты в 20% сортировочных центров плюс активно разрабатывается умная доставка дронами. Склад ASOS работает почти полностью автоматически — поиск товара, упаковка, маркировка, трекинг. В России стараются не отставать, поэтому тренд видится одним из самых горячих.

Крупнейшая сделка по внедрению роботов в сферу ритейла уже случилась. В сети супермаркетов «Лента» с покупателями теперь работают роботы. Это консультанты Promobot, которые вместе с людьми-продавцами работают в торговых залах некоторых магазинов Москвы. Они сами движутся по залу, предоставляют промоматериалы, рассказывают о новинках и акциях. Технология распознавания лиц поможет роботам узнавать постоянных клиентов магазина, чтобы «прокачивать» лояльность и персонализацию предложений.

В «Дикси» внедряют компьютерное зрение, чтобы мониторить остатки на складах. Камеры на погрузчиках и дронах будут считывать товарные позиции на полках и передавать данные в единую систему обработки информации. Вместо ревизии на гигантском складе пару раз в год можно будет в реальном времени следить за наличием и количеством товаров.

Чатботы

Вместе с ростом популярности мессенджеров растет интерес пользователей к чатботам. Чатбот — это алгоритм, который сам вместо продавца отвечает на стандартные и простые вопросы пользователя. Отвечает письменно, будто на той стороне сотрудник пишет сообщение. Такие роботы популярны в Фейсбуке, Телеграме, Инстаграме и других сервисах мгновенного обмена сообщениями. С их помощью можно:

  • сделать заказ,
  • уточнить информацию по доставке,
  • уточнить статус покупки,
  • узнать наличие товара,
  • получить совет по выбору товара — в Мейбелин чатбот помогает выбрать тональный крем,
  • получить ответ на частые вопросы.

Чатботы хороши тем, что принимают и отвечают на сообщения круглые сутки, бесплатно выполняют рутинную работу, нагружая сотрудника только в случае крайней необходимости.

9. Криптовалюта и блокчейн

Блокчейн — уникальная технология, которая не дает подменить данные, так что ее можно использовать для отслеживания цепочек поставок и заключения прозрачных договорных соглашений. Но для того чтобы блокчейн начал реально работать, предстоит решить массу правовых вопросов — с сертификацией средств криптозащиты, с обработкой персональных данных. Тем не менее, крупные банки во главе со Сбербанком уже внедряют технологию блокчейна. Ритейл тоже должен прощупывать почву.

Криптовалюты официально не являются платежным средством в России, но они есть и капитализация впечатляет. Те продавцы, которые сумеют «прикрутить» к своим сайтам безопасные способы принимать криптовалюты к оплате, могут вырваться вперед. К тому же, не забываем, что в 2018 году в России будет сильный приток туристов-любителей футбола, так что такая возможность оплаты не будет лишней.

10. Зож, экология, зеленая жизнь

Увлечение здоровым образом жизни продолжит влиять на решения покупателей. В тренде останутся правильное питание и продукты с ним связанные, вспомогательные гаджеты для тренировок, спортивная одежда и все, что можно увязать со спортивным стилем жизни.

Все дело в комфорте

Главный тренд нового года — больше комфорта для покупателя. Чем быстрее продавец приспосабливается к возможностям рынка и требованиям клиента, тем он успешнее. Главные слова, которые надо запомнить — внутренняя оптимизация, автоматизация и трекинг аудитории.

Чтобы не отставать от мировых трендов, стоит обратить больше внимания на российские технологические стартапы. Такие технологии лучше адаптируются к реальным задачам и обходятся в десятки раз дешевле собственной разработки (или работы с ведущими мировыми компаниями).

Не забывайте, что любые тренды — это только предположение, и их нужно тестировать.

Подписывайтесь на каналы Большой Птицы Вконтакте и Фейсбук
Пишем про бизнес: управление, продажи, финансы, технологии. Рассказываем о важных изменениях в законодательстве.