Текст: Антон Ширяев; Фото: Toyota
Fortuner – модель в гамме Toyota достаточно свежая, нынешнее поколение всего лишь второе по счёту. Но это касается только имени, ведь идейно близкие машины существуют в гамме Toyota с начала 80-х, когда на базе Hilux был создан первый внедорожник 4Runner/Hilux Surf. Так было вплоть до 2002 года, когда очередной 4Runner перевели на платформу Land Cruiser Prado J120, что было вызвано снижающейся в Америке популярностью внедорожников на базе среднеразмерных пикапов.
Но в странах третьего мира такие машины были нужны, поэтому уже в 2004 году на конвейер в Таиланде встал Fortuner, построенный на платформе пикапа Hilux. Даже название выбрали похожее по звучанию на «Фораннер» –«Форчунер». Как и пикап, тот внедорожник расстраивал спартанским салоном, посредственной управляемостью и бедным оснащением. Но со сменой поколения всё изменилось – вслед за пикапом шаг к премиуму сделал и Fortuner.
Таиландская роскошь
В своё время Toyota Hilux поразила меня необычайно цивильным по меркам пикапа салоном: «Интерьер пикапа прекрасно подошёл бы и семейному кроссоверу, и компкатвену, и седану бизнес-класса». В Toyota, похоже, посчитали по-другому и зачем-то разработали для Fortuner свой салон. А точнее, свою архитектуру, ведь руль, мультимедиа-система, блок климата и вся фурнитура у машин общая. Звучит невероятно, но в чём-то внедорожник даже уступает пикапу! Например, у него не регулируется по вылету руль, из-за чего посадку за ним не назвать идеальной – мне бы хотелось чуть сильнее согнуть руки. А вот регулировки поясничного подпора нет ни на внедорожнике, ни на пикапе.
Не могу сказать, что сильно страдал без неё – марш-броски по офф-роуду длинной в 300 км дались мне легко, но назвать профиль спинки идеальным всё равно не могу. Но всё это цветочки на фоне того, что творится на задних рядах. Если вас спросят, в чём главные различия между Land Cruiser Prado и Fortuner, то можете смело отвечать: первый подходит для езды с водителем, а второй –нет. Потому что на заднем ряду новинки взрослый высокий человек ростом выше 180 см не помещается! Как бы невероятно это не звучало, но я упёрся головой в потолок. Пришлось сползать вниз, благо запас пространства для ног это позволяет. Но долго ли можно выдержать с поясницей на весу? Спасением мог бы быть наклон спинки на больший угол, но и это нельзя сделать из-за... сидений третьего ряда.
Дело в том, что в Fortuner в сложенном виде они не прячутся под пол, как в Prado, а встают вертикально, как в Land Cruiser 200, ограничивая тем самым, возможность регулировки спинки дивана второго ряда. Хуже всего то, что никакого смысла в третьем ряду нет –поместятся на нём разве что дети. И дело не в отсутствии пространства для ног, – создать его можно, подвинув второй ряд вперёд, –а в том, что голова упирается в потолок и тут. А ведь третий ряд – часть базовой комплектации Fortuner! Провал? К счастью, нет – демонтировать галёрку всё же можно, поработав некоторое время гаечным ключом. Поэтому, если вы купите Fortuner, сразу удаляйте третий ряд.
Российский офис Toyota в последнее время старается устраивать тест-драйвы своих новинок в условиях, максимально приближенных к боевым. На этот раз нам предстояло преодолеть за два дня более 800 км, из которых на асфальт приходилось не больше четверти. Правда, для пущей проходимости все Fortuner обули в зимние AT-шины Goodyear Wrangler, что оказало огромное влияние на ощущения от автомобиля. Ведь подобная резина, с одной стороны, значительно повышает потенциал машины вне дорог, а с другой, делает её менее комфортной на асфальте. И дело не только в меньшем акустическом комфорте зубастых шин, но и в большей жёсткости боковины, устойчивой к проколам. Да и управляемость на подобных шинах на асфальте априори хуже, чем на обычной шоссейной резине.
Сложно сказать, сколь велик оказался шинный фактор, но после премьерного теста назвать ход Fortuner плавным именно на асфальте я не могу. Машина вздрагивает на неровностях и старательно транслирует в салон всю дорожную мелочь. То, что часть вины за это лежит на шинах, доказывает поведение заднего моста, который оказался на редкость покладистым. Он не сдёргивает корму с траектории в повороте, чем грешит даже Land Cruiser Prado, и достаточно мягко проходит лежачие полицейкие. Что касается шумоизоляции, то она скорее порадовала –даже АТ-шины слышны только на скорости после 100 км/ч, звук двигателя пробивается лишь на разгонах в пол, а по-настоящему досаждает лишь ветер, который начинает свистеть уже на 80 км/ч.
Зато, как только съезжаешь с асфальта, отношение к Fortuner меняется. Журналисты ради красивого кадра с отрывом всех четырёх колёс часто прыгают на внедорожниках. Мне же всегда жалко тестовые машины, поэтому перед препятствиями я всегда сбавляю ход. Но такого количества полётов, как в этот раз, я не видел никогда! Коллеги отправляли Fortuner в полёт и без всякого фотографа или видеооператора в кустах, ведь по Оренбургской степи мы шли на скорости 80-100 км/ч. Поэтому настал момент, когда полетел и я. Очередная серия подбросов, резонанс, раскачка и после очередного гребня внедорожник полетел.
Причём полёт длился достаточно долго, так как дорога пошла вниз, а приземлился Fortuner не на все колёса сразу –и всё равно не пробило! Подвеска Toyota пасовала, лишь когда колесо попадало в яму, за которой тут же следовал бугорок. При этом задний мост вновь показал себя неожиданно хорошо –Fortuner вообще не козлит. Правда, восхищение новым внедорожником сменилось скепсисом после небольшой поездки за рулём Land Cruiser Prado. Это невероятно, но его подвеска оказалась ещё более энергоёмкой и одновременно комфортной! Когда же Оренбуржье сменилось Республикой Башкортостан, а степь уступила место предгорьями Урала, мы выехали на настоящий заснеженный раллийный доп с профилированными поворотами и захватывающими дух перекладками.
Естественно, скорость движения выросла ещё на 40-50 км/ч. Потому что ехать по такой дороге медленно –просто преступление, а валить по-гоночному, как это безумно не звучит, Fortuner позволяет. Вот тут ни о какой тоске по Prado говорить уже не приходится, ведь Fortuner куда лучше подходит для активной езды. У него тяжелее руль, острее педали газа и тормоза, есть даже подрулевые лепестки переключения передач! Ну а если вы считаете себя раллистом или дрифтером, то можете и вовсе отключить передний привод и вдоволь поскользить – Toyota отлично реагирует на сброс и добавлениe газа, плавно уходя в занос. Кстати, о полном приводе...
Постоянный part-time
После дебюта на нашем рынке Toyota Hilux журналистская братия обрушилась на машину с критикой за её полноприводную трансмиссию, предрекая ей поражение в рыночной борьбе с Mitsubishi L200. Дескать, классический part-time заметно ухудшает управляемость (машина едет мимо поворота), а также не позволяет двигаться в полноприводном режиме на высокой скорости (например, по заснеженной дороге) без риска перегрева трансмиссии. Рынок этот довод проигнорировал – Hilux окончательно победил L200 и вышел на первое место в сегменте. Ну а тест Fortuner показал, что бояться «Тойотовского» part-time не стоит. Первая причина – быстродействие. Полный привод можно подключить на скорости до 100 км/ч при условии прямолинейного движения. И требуется на это машине от 3 до 5 секунд.
Отключается передняя ось и вовсе секунды за две. Вторая причина – трансмиссия действительно не греется. По крайней мере с постоянным движением по заснеженным дорогам на скорости за 100 км/ч проблем не возникло. Третья причина – Fortuner в режиме 4H не так и плохо управляется. Конечно, баланс управляемости смещается к недостаточному, но, повторюсь, машина очень хорошо реагирует на сброс газа, поэтому заправить её в поворот проблем не составляет. Но главное в Fortuner – это, конечно, не его «вкусная» управляемость и невозможность дубасить по грунтовке на запредельных скоростях, а проходимость.
Плач любителей внедорожных вылазок слышен по всей стране, ведь на рынке остаётся всё меньше настоящих проходимцев. В этом свете появление Fortuner – это настоящее «Явление Христа народу», ведь это самый настоящий спаситель, построенный по всем канонам классического внедорожника: рама, неразрезной задний мост, полноприводная трансмиссия part-time, понижающая передача, блокировка заднего межколёсного дифференциала, неплохая геометрия и минимум электроники. Забудьте про фирменные «тойотовские» системы Crawl Control и Multi-Terrain Select, у Fortuner в арсенале лишь ассистент спуска с горы DAC, о котором я торжественно забыл. Потому что за рулём нового внедорожника всё предельно просто: есть ты, машина и местность, которую нужно преодолеть. На правильных шинах Fortuner может проехать, кажется, везде. А если не может, значит, без подготовленной техники тут делать нечего.
Трудности выбора
Toyota традиционно не раскрывает журналистам планы продаж, но столь же традиционно намекает на них. В случае с Fortuner этот намёк звучит следующим образом: «Уверенно опередить Mitsubishi Pajero Sport». Вопрос только в том, что понимать под словом «уверенно», ведь просто опередить внедорожник Mitsubishi не сложнее, чем украсть конфетку у ребёнка. За первые 8 месяцев этого года было продано всего 1 468 Pajero Sport. Сравните это с прошлогодними продажами куда более дорогого Land Cruiser Prado, с которым первоначально должен был соперничать «Спорт». В прошлом году «Прадо» нашёл 14 463 покупателей. В 2018-м продажи могут чуть просесть из-за выхода на рынок обновлённого внедорожника, а также из-за... дебюта Fortuner!
Ведь главными конкурентами нового внедорожника станут его соседи по дилерским центрам Toyota. Судите сами, сейчас Fortuner доступен в двух комлектациях по цене 2 599 000 руб. и 2 827 000 руб. и попадает аккурат между Hilux и Land Cruiser Prado. Топовый пикап с таким же мотором стоит 2 551 000 руб., а цены на новый Prado с дизелем 2.8 стартуют с отметки в 2 853 000 руб. У Hilux за те же деньги будет богаче оснащение и, как бы дико это не звучало, просторнее второй ряд, но рессорная задняя подвеска обеспечивает меньший комфорт, а после покупки придётся разориться на кунг или крышку кузова, что сведёт экономию к минимуму.
На стороне Land Cruiser Prado куда более просторный по всем направлениям салон, более удобный багажник и лучшая плавность хода. Причём такой Prado порадует и консерваторов, ведь ни MTS, ни Crawl Control у него нет. Так что быть Fortuner и каннибалом, откусывающим рыночную долю у других Toyota, и гробовщиком Pajero Sport. Ведь у Mitsubishi в арсенале лишь лучший простор для головы на втором ряду. И если в противостоянии с Prado у Pajero Sport был аргумент в виде сильно меньшей цены, то с Fortuner его практически нет. Даже после недавнего снижения цен на 200 000 руб. топовая версия с дизелем стоит 2 649 900 руб.