Найти тему

Сергей Карякин. Такой, какой он есть!

Про молодого уральского квадроциклиста спортивный мир узнал после его выступления на ралли-марафоне «Дакар 2014». Молодой парень, ни разу не принимавший участие в мировых ралли-рейдах, сначала не показывал выдающихся результатов, и первое время просто не привлекал внимание прессы.

Все изменилось после второй части марафона. Во-первых, Сергей не сошел, во-вторых, начал выигрывать. И вот тут всем стало интересно, кто же такой этот Сергей Карякин.

-2

Не часто так бывает, но в данном случае мне повезло, у меня в руках оказался эксклюзив. Ибо с Сергеем мы знакомы и дружим уже давно. Году в 2010 или в начале 2011, когда я только переехала в Питер, мы с Сергеем полушутя – полусерьезно договорились: когда он станет выдающимся спортсменом, он будет давать мне эксклюзивное интервью. А пока я просто буду про него писать. Наверно, именно тогда я и стала называть его «Сержик, Звезда моя»

-3

Сергей, что тебя так привлекает в авто- и мотогонках?

Экстрим.  Мне кажется, что только на авто- и мотогонках можно получить столько адреналина и удовольствия от вождения.

Тебе было 14 лет, когда ты впервые сел на квадроцикл. Почему ты сделал именно такой выбор?

Не знаю, но мне всегда хотелось иметь квадроцикл. Впрочем, мне хотелось и мотоцикл, но родители никогда бы в жизни не купили его для меня, поэтому остановились на квадроцикле.

-4

Какими были первые выезды? Насколько я помню, поначалу ездил с папой?

Да, мы ездили с ним вдвоем на одном квадрике. Потом я принял участие в соревновании – «Курс молодого бойца», выступал в экипаже с Андреем Красиловым и Александром Дмитриевым, вместе с ними занял первое место. Конечно же, первое соревнование проходило очень волнительно, ведь я еще не знал, что нужно делать. Но у меня была очень сильная команда, и она мне помогала: это немножко успокаивало. Я был необычайно рад нашей - и своей первой - победе. 

-5

Как ты вообще попал в команду к Красилову и Дмитриеву?

Приехал на соревнования, искал себе пару.  Говорил: возьмите  меня кто-нибудь в команду! Они были единственными, кто откликнулся. Так и получилось, что на первом же своем соревновании я занял первое место.

С высоты опыта можешь проанализировать свое первое выступление: какие ошибки совершал, что получалось сразу?

Думается, у меня неплохо получалось, хотя, конечно,  опыта тогда еще было мало. Я катался и много тренировался, стараясь показать на соревнованиях хороший результат.

А дальше? Что было потом, после первой победы?

Я долгое время не участвовал в соревнованиях из-за отсутствия прав, которые не мог получить в силу своего возраста. Пришлось ждать 16-тилетия. Зато после в соревнованиях квадроциклистов я стал чемпионом УрФО, а в 18 лет - чемпионом России.

-6

Ты начинал с трофи-рейдов, теперь принимаешь участие в ралли-рейдах. Что тебе больше нравится: трофи или ралли-рейды?

Ралли-рейды. Если честно, я проехал уже очень много грязи и склоняюсь к более комфортному состоянию трассы, к сухости и чистоте. Сейчас уже не слишком нравится быть по уши в грязи (смеется).

В трофи ты выступал с напарниками, в ралли-рейдах - один. Комфортнее ездить одному или с проверенным другом?

Без разницы: нравится и одному, и вдвоем. Единственное – не стал бы выступать на мотоцикле, хотя катаюсь на нем с удовольствием и недавно открыл мотоциклетный сезон. Посмотрите, как спортсмены в Дакаре напрягают все силы, проходя дистанцию! Нет, для мотоцикла я уже слишком стар. Если куда-то пересяду, то только на машину.

-7

Как родители относятся к твоему экстремальному увлечению?

Конечно, переживают – и гордятся. Потому что я стараюсь не ударить в грязь лицом, показать хороший результат. Всё-таки они столько сил в меня вкладывали, надо им получать какую-то отдачу. Приятно, когда сын занимает призовые места на соревнованиях.

Но ведь родители обычно ждут семейного счастья своих детей: дом, машина, карьера...

Дом, машина – это и так всё есть. Счастье тоже есть. Поэтому в свободное от работы время можно заниматься тем, что нравится.

-8

После того, что ты пережил на "Дакаре", думалось,  что ты сделаешь перекур и будешь готовиться только к этому ралли. Между тем, ты всех покорил в сложнейшем соревновании "Абу-Даби".  Читала в новостях, что ты одним из первых пришел на помощь погибшему на соревновании мотогонщику, что  там произошло?

На дюне было плато – достаточно ровная площадка длинной метров 200. Потом ни с того ни с сего плато стало резко уходить вниз практически вертикально. Мотоциклист не успел затормозить, на большой скорости спрыгнул с дюны и ударился об мотоцикл. Этот спортсмен погиб от внутреннего кровотечения.

-9

Разве тебя  такие вещи не пугают?

Естественно, я был шокирован. Ощущения были не самые лучшие. Но не считаю, что из-за этого нужно бояться жить. Всё заканчивается рано или поздно. Надеюсь, что со мной такого в ближайшее время не случится. Я чувствую, что не всё успел, что должен сделать в жизни что-то еще.

-10

Ты веришь в предназначение, которое никак не изменить?

В своей жизни мы всё делаем сами. Мы родились в определенный день и умрем в определенный день, а в остальные дни вольны решать свою судьбу. Всё зависит только от нас самих.

У тебя есть стимул для движения в сложных ситуациях?

Помогает моё самолюбие, потому что сдаваться - это как-то нехорошо.

-11

В 2010 году на Can-Am Trophy, на одном из самых сложных участков, ты провозгласил свой девиз "Главное не ссать". Девиз поменялся, или по-прежнему важно идти вперед несмотря ни на что?

Звучит борзо и дико, но на самом деле за этими словами скрывается глубокий смысл. Дело не в том, чтобы с закрытыми глазами заехать за финишную черту и ничего не бояться. Всегда важно грамотно распределять усилия. И еще более важно, если ты решил что-то делать, доводить начатое до конца. Нужно не сомневаться. Если видишь неровность на дороге и понимаешь, что на данной скорости ты скорее всего упадешь или перевернешься, то ты должен просто принять решение и его придерживаться. Нельзя постоянно менять установку и сомневаться в своем выборе, даже если он не идеальный. Ведь непринятое решение – это еще хуже, чем неправильный выбор.

-12

Помню, как вы в 2010 году выступали с Антоном Власюком. Написала тогда, что в вас есть безрассудство и юношеский запал. Сначала Антон стал отцом, потом у тебя родилась дочка. Мне кажется, вы стали ездить немножко поспокойнее, но все равно быстро. Ты сам не замечал, что с появлением Алисы стал вести себя по-другому на трассе?

Раньше просто хотелось каких-то острых ощущений. Ты видел, на этом участке можно проехать на скорости 50 км/ч и всё равно прийти к финишу первым. Но на пределе удастся проскочить на 60-ти! - и ты проезжал на пределе, наслаждаясь этим ощущением. Сейчас такое происходит всё реже, но всё равно случается: нельзя списывать со счетов страсть гонщика. Как и раньше, мне прежде всего хочется получать удовольствие от того, что я делаю.

Раньше в твоем стиле вождения чувствовалась агрессивность в преодолении преград. Все финишируют нормально, а ты грязью ошпаришь-обольешь. Сейчас судьям можно не бояться останавливаться рядом с тобой.

Наверное, в этом проявлялось какое-то мальчишество. Но нельзя исключать и простое стечение обстоятельств.

После "Дакара" спортсмены делились впечатлениями. Гонщики "КАМАЗ-мастера" рассказывали, что,  увидев тебя в аэропорту перед началом соревнования, они решили: ралли не для этого мальчика. Когда ты начал выигрывать, к тебе стали относиться иначе. С середины дистанции на «Дакаре» тобой активно интересовалась пресса: что там за Карякин такой за Сергей, как он там едет? Ты почувствовал усиление внимания?

Почувствовал:  репортеры стали звонить. Интерес появился и у местных, и у заграничных журналистов. Всё это закономерно: к тебе есть интерес, если ты показываешь хороший результат. Едешь медленно и плохо – какой смысл на тебя смотреть? Ведь трансляции и статьи делаются для зрителей и читателей, чтобы показать им лучшее в гонке. Так и должно быть: если ты достоин, то будешь привлекать к себе внимание, а если нет – извини.

А сам ты какими-нибудь СМИ интересуешься?

Если попадается интересный материал – читаю, но специально не слежу, не ищу.

-13

Одна журналистка с ралли "Дакар" написала про "Сергея Карякина, которого никто не знал". Сергей Кубанов тогда иронично прокомментировал: да, раз она Сергея Карякина не знает, то его никто не знает. В кругах спортсменов-квадроциклистов ты был известен, но для широкой аудитории до "Дакара" оставался в тени.

Действительно, я был известен в кругах "Can-Am Trophy". Сейчас решил попробовать "Дакар". Там, конечно же, зрительский охват больше, и больше людей услышало обо мне. Теперь кто-то постоянно добавляется в друзья в социальных сетях, но в основном это парни лет 12-13ти.

-14

Наверное, пишут тебе: «Серега, ты крутой, ты наш кумир!»

Нет, в основном добавляются в друзья молча. Хотя иногда кто-то поздравляет, говорит: молодец!

Сейчас, после "Абу-Даби", ты познакомился с другими российскими гонщиками-спортсменами. Они тебя уже признали как своего или еще пока нет?

Думаю, признали: все мы хорошо общались перед стартом. Кажется, даже если бы я не показал хороший результат, они бы относились ко мне с уважением.

-15

Говорят, что казахи выступали как большая дружная команда. Как россияне выступают на соревнованиях такого уровня? Тоже держатся дружно, вместе?

Резонанс, конечно, есть. Спортсмены – люди разной ковки. Супердружбы между нами не должно и не могло быть. Если так казалось со стороны, то это была не более чем видимость. Мы же не знали друг друга. Для того чтобы человек открылся полностью и ты крепко с ним сдружился, требуется время.

У тебя в среде спортсменов-раллистов появился какой-нибудь кумир?

У меня никогда в жизни не было кумира, но всегда был интерес к самому себе. Считаю, что нужно сначала разобраться с собой, а потом интересоваться другими. На чужие успехи нет времени. Поэтому я очень плохой фанат, и мне не нравится наблюдать классические ралли, хотя еще недавно я был его участником. Я и сейчас за ними не слежу, предпочитая пассивному наблюдению живое участие.

Не знаю, когда выходишь на старт, ты же должен знать соперников, их повадки, любимые маневры, дистанцию...

Когда еду, волей-неволей узнаю всё это. Единственное, что действительно нужно знать, это ритм других участников гонки. Обладая такой информацией, я могу видеть, на каком месте нахожусь в данный момент.

-16

Чего тебе не хватило на этом «Дакаре», чтобы добиться еще более высокого результата? Или ты выложился максимально?

Мне не хватило подготовки. Достаточно сильно подвела команда: было много технических неполадок, и в основном они были связаны с линией механиков. Из семи гонщиков я остался один, целая команда ехала ради меня одного. Вероятно, они даже хотели, чтобы я сошел. Это мое мнение, хотя, возможно, всё было не так. Но техническая подготовка была не очень: случались постоянные остановки из-за перегрева. Стоило установить новый радиатор, но мне было не до этого:  один радиатор я всё-таки нашел – стало лучше, но не намного.

-17

В следующем году ты снова планируешь ехать на «Дакар»?

Всё зависит от возможностей. Будет возможность – я, конечно, поеду.

Что такое для тебя возможность? Поиск спонсора, наличие времени?

Деньги.

Значит, если появится спонсор, ты с удовольствием поедешь.

Почему бы нет.

Без разницы, на какой технике?

Естественно, не хочу выбыть на первом  же десятке километров. Если ехать, то на хорошей технике с качественным оснащением и должной подготовкой. Если потребуется, возьму подготовку техники на себя.

-18

Ты раньше сам разбирал и готовил квадроцикл, однако на «Абу-Даби» ты выступал на чужой технике. Ты не «подкатывал» ее под себя?

Мне очень нравится заниматься техническим обслуживанием, нравится прямой контакт с техникой. К сожалению, там ничего особо не удалось бы поменять. Конечно, хотелось подогнать под себя, например, подножки. Многое еще можно было бы доделать.

Ты так же остаешься поклонником Yamaha?

Безусловно,  нет техники надежнее, чем Yamaha. Но и любые другие марки – BRP, Baltmotors –  обладают своими преимуществами. В Can-Am Trophy я выиграл на Baltmotors. Двигатель, трансмиссия и другие основные элементы были стандартные, и техника «вывезла» меня на первое место.

Сразу после «Дакара» ты поехал кататься на снегоходе. Перед «Абу-Даби» ты тоже катался на Камчатке?

Да, так получилось, что я с Камчатки сразу полетел на гонку «Абу-даби». Полет длился 24 часа.

-19

Разве снегоходные соревнования тебе не интересны? Есть же мировые чемпионаты.

Мне больше нравится кататься на снегоходе в свое удовольствие.

О фристайле не думал?

Это слишком опасно. Мне гораздо больше нравится стремиться к конкретной цели. Поставил цель доехать до финиша на «Дакаре» и прийти первыми – получил удовольствие. Прыгать интересно, и приземление на снегоходе мягче, но всё хорошо в разумных пределах: не хочу лететь на 200 метров вдаль и на 50 – ввысь.

Каковы твои ближайшие планы?

100% еду на все этапы Can-Am Trophy Russia, а участие во всех остальных соревнованиях зависит от наличия финансов. Ищу спонсора.

-20

Для тебя сегодня ралли-рейды и другие соревнования – это любимое увлечение или что-то большее?

Могу сказать, что я профессиональный спортсмен, потому что за каждые соревнования получаю деньги. Но это происходит только на российских соревнованиях. На мировых играх нет спонсоров, которые бы мне платили.  Я зарабатываю деньги на гонках, но не столько, чтобы с ними можно было жить. Поэтому всё равно приходится работать, и работа остается основным видом моей деятельности. Мировые ралли – мое хобби, так как мне просто нравится этим заниматься.

Это многим покажется странным. Особенно когда в 58°C квадроцикл останавливается в пустыне, и спортсмен не знает, что делать.

У каждого свой лимит, свое понимание сложности. Конечно, гонки трудные. И в пустыне, и на ралли "Дакар" было очень сложно. В этом-то и заключается весь интерес. Оглядываясь назад на финише, ты чувствуешь: было так тяжело, а сейчас всё кажется ерундой и не стоит никакого внимания. Это делает человека сильным, закаляет его дух и создает тот самый внутренний стержень, который очень пригодится в жизни.

Текст: Галина Кошелева, Мария Алексеева

Фото: пресс-центр Can-Am Trophy Russia, Сергей Доля, Михаил Ласточкин, Татьяна Дружинина