Текст: Антон Ширяев; Фото: Кирилл Калапов
Спустя два года, прошедшие с момента её дебюта, Lada Vesta продолжает раскручиваться. Всплыли, а затем и были вылечены «детские болезни» вроде лопающихся по шву расширительных бачков системы охлаждения и «летящих» стоек стабилизаторов. Продажи, особенно в крупных городах, стремительно росли, так что сейчас Vesta уверенно входит в Топ-5, а в некоторые месяцы и в Топ-3 самых популярных машин страны. Постепенно расширялась гамма модификаций: под капотом появился мотор 1.8, в серию пошла работающая на газу версия CNG, а самыми последними новинками стал универсал SW и его приподнятая версия Cross. Пожалуй, отечественного автомобиля красивее и современнее мы не видели с начала 1960-х, когда появился нарядный Москвич-408.
Признаюсь честно, я обожаю современные универсалы. И вообще за последние 20 лет автомобильная индустрии приучила нас к тому, что универсал – это куда больше стильный арт-объект, чем фургон для перевозки бабушкиного комода. Alfa Romeo 156 Sportwagon, Jaguar XF Sportbrake, Mercedes-Benz CLS и CLA Shooting Brake и многие другие пятидверные машины уже вошли в Золотой фонд мирового дизайна. Даже если универсал и не является шедевром, то уж точно становится самым красивым кузовом в гамме модели. И Vesta SW –не исключение. Стив Маттин в очередной раз превзошёл сам себя, сначала продавив идею дизайнерского универсала вместо утилитарного, а затем и блестяще воплотив её в жизни. Ниспадающая линяя крыши, плечо заднего крыла, спойлер, парящая крыша, – Vesta SW из тех машин, которые хочется рассматривать. И уж точно вы будете оборачиваться на ваш Sport Wagon по пути от машины к подъезду.
Правильный вагон
Вы, наверняка, спросите, почему на фото обычный низкий универсал Vesta SW, а не приподнятый универсал SW Cross? Ведь Cross –новое лицо бренда Lada, которое смотрит на вас из рекламных роликов и с билбордов по всему городу. Красивый оранжевый цвет «Марс», стильный обвес, большие и красивые колёса, –Vesta SW Cross действительно выглядит ещё лучше. Даже в привыкшей ко всему Москве вслед оранжевой Lada натурально сворачивают шеи! Да и 20 см реального клиренса в нашей стране –лучший аргумент в пользу именно приподнятого универсала. Увы, хватило и получаса езды на двух универсалах, чтобы понять: базовая Vesta SW практически по всем ездовым свойствам лучше Cross-версии.
Настраивая подвеску «Весты», инженеры явно больше думали о плохих дорогах большей части страны, а не об относительно приличных улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Потому что Lada ведёт себя тем лучше, чем хуже дорога. По разбитому асфальту и грунтовке Vesta SW буквально летит, оповещая об изъянах покрытия лишь шумом подвески. Ни ударов на руле, ни пробоев, ни вибрации на сиденьях, – здорово! Увы, на относительно ровном асфальте всё не так весело – Vesta довольно чувствительна к дорожной мелочи. Рассчитанные на здоровенные выбоины амортизаторы с ней явно не справляются, поэтому на первый план выходят шины, а точнее их профиль. И это первая причина выбрать именно SW, а не SW Cross.
На 17-дюймовых дисках внедорожной версии Vesta становится куда менее комфортной и уступает по плавности хода большинству конкурентов как в сегменте кроссоверов, так и среди легковушек. Вторая причина выбрать универсал со стандартным клиренсом –отсутствие динамики. В первой половине 2000-х, когда тюнинг десятого семейства переживал свой Золотой век, понять, для стрит-рейсинга предназначен ВАЗ перед вами или для выставок и фестивалей, можно было по колёсам. Большие и красивые 17-дюймовые колёса – выставки, маленькие 15-дюймовые –гонки. Даже расточенным моторам ВАЗ-2110 не хватало тяги, чтобы быстро проворачивать большие и тяжёлые диски.
Прошло полтора десятилетия, «десятку» сменила Priora, а её в свою очередь Vesta, а воз и ныне там. На больших колёсах SW Cross не едет. Машина вяло разгоняется с места, расстраивает некудышной эластичностью, а на пятой передаче на скорости 80 км/ч при подъёме в гору... теряет ход! Откровенно говоря, ни в какие 11 секунд до 100 км/ч я не верю. Будучи новой, Lada Vesta Cross явно отстаёт от паспортных показателей. Такую машину можно рекомендовать исключительно людям старшего поколения. Даже страшно представить, как бы поехала такая Vesta c «роботом» АМТ. Увы, проблема не только и не столько в колёсах.
Слабое сердце
Новый двигатель 1.8 пока вызывает куда больше вопросов, чем даёт ответов. Разные экземпляры этого двигателя с конвейера демонстрируют совершенно разный характер. Например, наш оранжевый Cross-универсал попал к нам на тест с пробегом 50 км, и его сердце находилось не в лучшем состоянии. Провалы по тяге при переходе на повышенную передачу, дёрганье при езде в натяг, как на машине с неотрегулированным карбюратором, неожиданно большой расход топлива (12,5 л в смешанном цикле) и в целом недостаток тяги в средней зоне оборотов. Хотя, казалось бы, именно так 1.8 должен иметь преимущество перед 1.6. По характеру наш «Марс» больше всего напомнил мне... мой собственный родстер Mazda MX-5 1.8 2003 года. Японский спорткар тоже отказывается ехать в нижней зоне оборотов, зато, после 4 500 об./мин. следует будоражащий душу подхват.
Но, во-первых, Vesta SW Cross –не спортивный родстер, чтобы иметь такой характер. А во-вторых, у Lada хоть и присутствует подхват после 4 000 об./мин., но едва заметный. Удивительно, но серо-бежевый универсал цвета «Карфаген» ехал совсем по-другому. Никаких рывков, даже когда обороты падали практически до холостых, куда лучшая тяга с самого низа (в пробках я вообще трогался без подгазовок, просто отпуская сцепление), отсутствие столь заметного провала тяги при переключении и на 1 литр более скромный аппетит. Что же так повлияло на характер машины? Маленькие колёса? Или 5 000 км на одометре? А может нам просто повезло, и на «Карфагене» стоял двигатель из удачной смены? У моторов 1.6 такого разброса характеров я не видел, а расход топлива в любом случае был ещё на литр-полтора меньше. Поэтому я не уверен, что двигатель 1.8 стоит переплаты в солидные 35 000 руб.
Самарская кухня
Кто сказал, что бюджетный автомобиль должен ехать бесцветно? Когда двигатель Vesta хорошо работает, как на нашем «Карфагене», удовольствие получаешь от каждой поездки. Руль легковат, но весьма информативен, Lada охотно реагирует на его повороты, не слишком сильно кренится, в пределе начинает скользить передней осью, а под сброс газа доворачивает кормой. На снегу и вовсе можно поскользить всеми четырьмя колёсами. Абсолютно безопасное и предсказуемое поведение машины –следствие отличного баланса шасси. «Карфаген» на фоне «Марса» расстроил лишь мягковатой педалью тормоза с большим свободным ходом, но эти особенности могли стать итогом суровых испытаний во время тестов коллег из других изданий.
Тормоза, кстати, у универсала новые –место барабанов сзади заняли диски. Никакого практического смыслы эта замена не несёт и сделана по требованию маркетологов – клиенты, мол, не готовы отдавать по 700-800 000 руб. за машину с барабанными тормозами сзади. Но если у вас седан Vesta, и вы уже обрадовались, что сейчас поставите диски себе, то спешу вас расстроить –это не так-то просто. У машин с дисковыми тормозами своя ступица, поэтому менять придётся... всю балку! Не великовата ли цена за понты? Тем более, что любая Vesta тормозит весьма неплохо. Наш же Cross же и вовсе поразил близкой к образцовой настройке тормозов. Конечно, это всё равно не Honda и не Porsche, которые являются для меня образцом в этом вопросе, но в целом уровень вполне европейский. Vesta вообще едет очень по-европейски с поправкой на отличную энергоёмкость подвески. Закроешь глаза и сразу не поймёшь, машиной из какой страны управляешь.
И это чертовски приятно. Конечно, нашим инженерам в доводке «Весты» помогали специалисты альянса Renault-Nissan, но все окончательные решение принимали именно в Тольятти. И не совсеми из них я согласен. Например, перед инженерами стояла задача сделать версию SW Cross самой драйверской в семействе. Поэтому под сброс газа она охотнее других Vesta уходит в занос и дольше в нём зависает. Зачем всё это, если даже с мотором 1.8 и механикой такая машина не едет? Получается, что ни о каком азарте речи так и не идёт, а вот безопасноть уменьшилась. Какая там это уже причина купить Vesta SW, а не SW Cross? Если после всего прочитанного вам вообще не хочется связываться с Vesta в частности, и «АвтоВАЗом» в целом, то не торопитесь с выводами, ведь только сейчас настало время для по-настоящему тяжёлой артиллерии – заднего дивана и багажника.
Городской саквояж
По запасу пространства на втором ряду с Vesta SW не может поспорить никто из конкурентов. Даже высокий человек легко садится в ней сам за собой, места по ширине больше, чем в Skoda Rapid/Volkswagen Polo и Hyundai Solaris/KIA Rio, крыша не давит на голову, а опций для задних пассажиров в тольяттинском универсале едва ли не больше, чем у всех конкурентов вместе взятых. Обогрев дивана, подлокотник, USB-зарядка, розетка на 12 вольт, собственный плафон, тонировка задних боковых стёкол, –в Vesta SW я бы легко рванул в Сочи даже в качестве обитателя второго ряда! Но по-настоящему «Весту» хочется купить, когда открываешь багажник.
Нет, если вам нужно возить групногабаритные грузы, то забудьте о Vesta SW, для этих целей даже Skoda Rapid лучше подходит! Ведь объём багажника у тольяттинского универсала такой же, как у седана. И это если учитывать подполье, а без него – всего 385 литров. Хуже того, проём и погрузочная высота такие же, а ниспадающая крыша не сильно увеличивает его и по высоте. Даже если сложить задний диван, то сильно ситуацию это не улучшит – ровная площадка не получается, а если убрать фальшпол, то и вовсе образуется ступенька. Но идея тольяттинцев в том, что в гамме уже есть вместительный универсал Largus, адресованный тем, для кого практичность стоит на первом месте. Vesta SW – это выбор тех, кому нужен стильный и удобный автомобиль для городской жизни: ведущие активный образ жизни холостяки и молодые семьи.
В этом смысле я попадаю аккурат в целевую аудиторию. И знаете что, Vesta SW меня полностью устраивает. Многочисленные крючки, сеточки, ремешки, огромное двухуровневое подполье, –спрятать и закрепить можно буквально всё. Щётка, тряпки отправились на первый уровень подполья, незамерзайка закрепляется ремешком, а набор автомобилиста при желании можно спрятать на втором уровне подполья. Поездки в магазин за недельным запасом продуктов на практике доказали, что крючков хватает абсолютно всем пакетам, так что по дороге домой можно без зазрения совести навалить в крутом повороте – продукты не будут летать по багажнику.
Вынужденный компромисс
Vesta неидеальна, и появление версий SW и SW Cross это не изменило – она по-прежнему требует от вас пойти на компромисс. Хотите «Весту»? Тренируйте левую ногу, ведь уж лучше неплохая механика, чем плохой «робот». Хотите красивую и по проходимости сравнимую с кроссоверами версию SW Cross? Готовьтесь стать Капитаном Улиткой и каждый день мириться с дефицитом тяги. Хотите кайфовать от хорошо настроенного шасси? Требуйте тест-драйва именно вашего автомобиля, потому что никто не даст гарантию, что одна Vesta поедет так же, как и другая. Всё это в будущем сделает тольяттинский универсал звездой вторичного рынка. Lada быстро теряют в цене, отечественные моторы с каждой следующей тысячей километров тянут всё лучше, а первый владелец точно позволит вам сесть за руль, чтобы дать понять, что за птица конкретно эта Vesta.
И тем не менее обязательно сходите к ближайшему дилеру Lada и познакомьтесь с Vesta SW и Vesta SW Cross сами. Потому что у вас всё равно нет выбора! Lada Largus – куда более спартанский автомобиль, а KIA Cee’d SW и Ford Focus куда дороже. Причём, Ford ещё и не может похвастать настолько же продуманным багажником. Подержанный «европеец»? Ни одна машина из Старого Света не поедет так же здорово по разбитой дороге, а часть именитых конкурентов ещё и не приносят того же удовольствия от вождения, что дарит Lada, как бы дико это ни звучало. Но если вы всё ещё не готовы сыграть с «АвтоВАЗом» в русскую рулетку, то подождите ещё. Следующий год принесёт нам вариатор Jatco и некоторые изменения в конструкции двигателя 1.8, после которых он должен поехать лучше. Так что с «Вестой» мы ещё не раз увидимся. И лично меня это радует.