Найти тему

Что скрывает красота: тест Lada Vesta SW

Оглавление

Текст: Антон Ширяев; Фото: Кирилл Калапов

  И  Lada Vesta SW, и Lada Vesta SW Cross доступны со всем набором моторов и  коробок, которые предлагаются для седана. Это 16-клапанные  «атмосферники» 1.6 и 1.8, которые агрегатируются с 5-ступенчатыми  механиками ВАЗ и Renault соответственно, а также c единым для обоих  моторов «роботом» с одним сцеплением АМТ на базе тольяттинской коробки.
И Lada Vesta SW, и Lada Vesta SW Cross доступны со всем набором моторов и коробок, которые предлагаются для седана. Это 16-клапанные «атмосферники» 1.6 и 1.8, которые агрегатируются с 5-ступенчатыми механиками ВАЗ и Renault соответственно, а также c единым для обоих моторов «роботом» с одним сцеплением АМТ на базе тольяттинской коробки.

Спустя два года, прошедшие с момента её дебюта, Lada Vesta продолжает раскручиваться. Всплыли, а затем и были вылечены «детские болезни» вроде лопающихся по шву расширительных бачков системы охлаждения и «летящих» стоек стабилизаторов. Продажи, особенно в крупных городах, стремительно росли, так что сейчас Vesta уверенно входит в Топ-5, а в некоторые месяцы и в Топ-3 самых популярных машин страны. Постепенно расширялась гамма модификаций: под капотом появился мотор 1.8, в серию пошла работающая на газу версия CNG, а самыми последними новинками стал универсал SW и его приподнятая версия Cross. Пожалуй, отечественного автомобиля красивее и современнее мы не видели с начала 1960-х, когда появился нарядный Москвич-408.

Цены  на Vesta SW стартуют с отметки в 639 900 руб. за универсал с 1.6 и МКП.  Универсалы с 1.8 стоят минимум 697 900 руб. Доплата за «робот» вне  зависимости от двигателя – 25 000 руб. Наша Vesta SW 1.8 MT в топовой  комплектации Luxe Prestige стоит 779 900 руб. Доплата за любой цвет,  кроме белого, составляет 12 000 руб., а наш оттенок «Карфаген» и вовсе  оценён в 18 000 руб.
Цены на Vesta SW стартуют с отметки в 639 900 руб. за универсал с 1.6 и МКП. Универсалы с 1.8 стоят минимум 697 900 руб. Доплата за «робот» вне зависимости от двигателя – 25 000 руб. Наша Vesta SW 1.8 MT в топовой комплектации Luxe Prestige стоит 779 900 руб. Доплата за любой цвет, кроме белого, составляет 12 000 руб., а наш оттенок «Карфаген» и вовсе оценён в 18 000 руб.

Признаюсь честно, я обожаю современные универсалы. И вообще за последние 20 лет автомобильная индустрии приучила нас к тому, что универсал – это куда больше стильный арт-объект, чем фургон для перевозки бабушкиного комода. Alfa Romeo 156 Sportwagon, Jaguar XF Sportbrake, Mercedes-Benz CLS и CLA Shooting Brake и многие другие пятидверные машины уже вошли в Золотой фонд мирового дизайна. Даже если универсал и не является шедевром, то уж точно становится самым красивым кузовом в гамме модели. И Vesta SW –не исключение. Стив Маттин в очередной раз превзошёл сам себя, сначала продавив идею дизайнерского универсала вместо утилитарного, а затем и блестяще воплотив её в жизни. Ниспадающая линяя крыши, плечо заднего крыла, спойлер, парящая крыша, – Vesta SW из тех машин, которые хочется рассматривать. И уж точно вы будете оборачиваться на ваш Sport Wagon по пути от машины к подъезду.

До  100 км/ч наша Vesta по паспорту разгоняется за 10,9 секунд и потребляет  7,8 литра на 100 км. С «роботом» АМТ расход уменьшился бы на 0,2 литра,  зато время разгона возросло бы на 2,0 секунды!   Машина с 1.6 медленнее  на 1,5 с и экономичнее на 0,5-0,6 литра.
До 100 км/ч наша Vesta по паспорту разгоняется за 10,9 секунд и потребляет 7,8 литра на 100 км. С «роботом» АМТ расход уменьшился бы на 0,2 литра, зато время разгона возросло бы на 2,0 секунды! Машина с 1.6 медленнее на 1,5 с и экономичнее на 0,5-0,6 литра.

Правильный вагон

Вы, наверняка, спросите, почему на фото обычный низкий универсал Vesta SW, а не приподнятый универсал SW Cross? Ведь Cross –новое лицо бренда Lada, которое смотрит на вас из рекламных роликов и с билбордов по всему городу. Красивый оранжевый цвет «Марс», стильный обвес, большие и красивые колёса, –Vesta SW Cross действительно выглядит ещё лучше. Даже в привыкшей ко всему Москве вслед оранжевой Lada натурально сворачивают шеи! Да и 20 см реального клиренса в нашей стране –лучший аргумент в пользу именно приподнятого универсала. Увы, хватило и получаса езды на двух универсалах, чтобы понять: базовая Vesta SW практически по всем ездовым свойствам лучше Cross-версии.

Интерьер  универсала SW практически ничем не отличается от обычного седана Vesta,  а вот для приподнятой версии SW Cross можно заказать оранжевые вставки  вместо серых на панели, дверях и сиденьях. К эргономике особых претензий  нет, разве что диапазон регулировки руля по вылету мог быть немного  больше.
Интерьер универсала SW практически ничем не отличается от обычного седана Vesta, а вот для приподнятой версии SW Cross можно заказать оранжевые вставки вместо серых на панели, дверях и сиденьях. К эргономике особых претензий нет, разве что диапазон регулировки руля по вылету мог быть немного больше.

Настраивая подвеску «Весты», инженеры явно больше думали о плохих дорогах большей части страны, а не об относительно приличных улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Потому что Lada ведёт себя тем лучше, чем хуже дорога. По разбитому асфальту и грунтовке Vesta SW буквально летит, оповещая об изъянах покрытия лишь шумом подвески. Ни ударов на руле, ни пробоев, ни вибрации на сиденьях, – здорово! Увы, на относительно ровном асфальте всё не так весело – Vesta довольно чувствительна к дорожной мелочи. Рассчитанные на здоровенные выбоины амортизаторы с ней явно не справляются, поэтому на первый план выходят шины, а точнее их профиль. И это первая причина выбрать именно SW, а не SW Cross.

Сиденья  радуют длинной подушкой, неплохой боковой поддержкой, обогревом,  интенсивность которого автоматически снижается по мере прогрева, и  регулировкой поясничного подпора. А вот форма подголовника неудачная,  из-за чего плечи оказываются на весу. Новинка версии SW и SW Cross  –  полноценный бокс-подлокотник между сиденьями. Увы, по длине он не  регулируется.
Сиденья радуют длинной подушкой, неплохой боковой поддержкой, обогревом, интенсивность которого автоматически снижается по мере прогрева, и регулировкой поясничного подпора. А вот форма подголовника неудачная, из-за чего плечи оказываются на весу. Новинка версии SW и SW Cross – полноценный бокс-подлокотник между сиденьями. Увы, по длине он не регулируется.

На 17-дюймовых дисках внедорожной версии Vesta становится куда менее комфортной и уступает по плавности хода большинству конкурентов как в сегменте кроссоверов, так и среди легковушек. Вторая причина выбрать универсал со стандартным клиренсом –отсутствие динамики. В первой половине 2000-х, когда тюнинг десятого семейства переживал свой Золотой век, понять, для стрит-рейсинга предназначен ВАЗ перед вами или для выставок и фестивалей, можно было по колёсам. Большие и красивые 17-дюймовые колёса – выставки, маленькие 15-дюймовые –гонки. Даже расточенным моторам ВАЗ-2110 не хватало тяги, чтобы быстро проворачивать большие и тяжёлые диски.

Запас  пространства для ног на заднем диване позволял мне (рост 186 см) с  запасом усесться и в седане, но вот крыша давила на голову. В универсале  этого нет –запаса хватит и более высоким людям. Среди новинок: обогрев  заднего дивана, удобный подлокотник с подстаканниками, плафон подсветки  на потолке и USB-разъём для зарядки гаджетов на консоли.
Запас пространства для ног на заднем диване позволял мне (рост 186 см) с запасом усесться и в седане, но вот крыша давила на голову. В универсале этого нет –запаса хватит и более высоким людям. Среди новинок: обогрев заднего дивана, удобный подлокотник с подстаканниками, плафон подсветки на потолке и USB-разъём для зарядки гаджетов на консоли.

Прошло полтора десятилетия, «десятку» сменила Priora, а её в свою очередь Vesta, а воз и ныне там. На больших колёсах SW Cross не едет. Машина вяло разгоняется с места, расстраивает некудышной эластичностью, а на пятой передаче на скорости 80 км/ч при подъёме в гору... теряет ход! Откровенно говоря, ни в какие 11 секунд до 100 км/ч я не верю. Будучи новой, Lada Vesta Cross явно отстаёт от паспортных показателей. Такую машину можно рекомендовать исключительно людям старшего поколения. Даже страшно представить, как бы поехала такая Vesta c «роботом» АМТ. Увы, проблема не только и не столько в колёсах.

Приборы  изменились на всех Lada Vesta. Читаемость улучшилась, но ярко-оранжевые  шкалы на машине с чёрно-серым салоном смотрятся несколько неуместно. У  SW Cross оранжевого цвета ещё больше, что уже доставляет проблемы с  читаемостью.
Приборы изменились на всех Lada Vesta. Читаемость улучшилась, но ярко-оранжевые шкалы на машине с чёрно-серым салоном смотрятся несколько неуместно. У SW Cross оранжевого цвета ещё больше, что уже доставляет проблемы с читаемостью.

Слабое сердце

Новый двигатель 1.8 пока вызывает куда больше вопросов, чем даёт ответов. Разные экземпляры этого двигателя с конвейера демонстрируют совершенно разный характер. Например, наш оранжевый Cross-универсал попал к нам на тест с пробегом 50 км, и его сердце находилось не в лучшем состоянии. Провалы по тяге при переходе на повышенную передачу, дёрганье при езде в натяг, как на машине с неотрегулированным карбюратором, неожиданно большой расход топлива (12,5 л в смешанном цикле) и в целом недостаток тяги в средней зоне оборотов. Хотя, казалось бы, именно так 1.8 должен иметь преимущество перед 1.6. По характеру наш «Марс» больше всего напомнил мне... мой собственный родстер Mazda MX-5 1.8 2003 года. Японский спорткар тоже отказывается ехать в нижней зоне оборотов, зато, после 4 500 об./мин. следует будоражащий душу подхват.

Определить  по набалдашнику, что за коробка передач стоит на вашей Vesta, нельзя.  Подсказкой служит шильдик на пятой двери.  У машин с мотором 1.6 –это  коробка ВАЗ-2180 с тросовым приводом, у Vesta 1.8, как наша, –Renault  JR5. Она работает тише, но расстраивает длинноватыми ходами и не лучшей  избирательностью.
Определить по набалдашнику, что за коробка передач стоит на вашей Vesta, нельзя. Подсказкой служит шильдик на пятой двери. У машин с мотором 1.6 –это коробка ВАЗ-2180 с тросовым приводом, у Vesta 1.8, как наша, –Renault JR5. Она работает тише, но расстраивает длинноватыми ходами и не лучшей избирательностью.

Но, во-первых, Vesta SW Cross –не спортивный родстер, чтобы иметь такой характер. А во-вторых, у Lada хоть и присутствует подхват после 4 000 об./мин., но едва заметный. Удивительно, но серо-бежевый универсал цвета «Карфаген» ехал совсем по-другому. Никаких рывков, даже когда обороты падали практически до холостых, куда лучшая тяга с самого низа (в пробках я вообще трогался без подгазовок, просто отпуская сцепление), отсутствие столь заметного провала тяги при переключении и на 1 литр более скромный аппетит. Что же так повлияло на характер машины? Маленькие колёса? Или 5 000 км на одометре? А может нам просто повезло, и на «Карфагене» стоял двигатель из удачной смены? У моторов 1.6 такого разброса характеров я не видел, а расход топлива в любом случае был ещё на литр-полтора меньше. Поэтому я не уверен, что двигатель 1.8 стоит переплаты в солидные 35 000 руб.

Пятая  дверь поднимается достаточно высоко –даже высокому человеку не придётся  пригибаться. Ручки сразу две, и они производят весьма солидное  впечатление. А вот газовые упоры двери могли бы быть и мощнее – после  снегопада для открытия двери нужно прикладывать заметное усилие.
Пятая дверь поднимается достаточно высоко –даже высокому человеку не придётся пригибаться. Ручки сразу две, и они производят весьма солидное впечатление. А вот газовые упоры двери могли бы быть и мощнее – после снегопада для открытия двери нужно прикладывать заметное усилие.

Самарская кухня

Кто сказал, что бюджетный автомобиль должен ехать бесцветно? Когда двигатель Vesta хорошо работает, как на нашем «Карфагене», удовольствие получаешь от каждой поездки. Руль легковат, но весьма информативен, Lada охотно реагирует на его повороты, не слишком сильно кренится, в пределе начинает скользить передней осью, а под сброс газа доворачивает кормой. На снегу и вовсе можно поскользить всеми четырьмя колёсами. Абсолютно безопасное и предсказуемое поведение машины –следствие отличного баланса шасси. «Карфаген» на фоне «Марса» расстроил лишь мягковатой педалью тормоза с большим свободным ходом, но эти особенности могли стать итогом суровых испытаний во время тестов коллег из других изданий.

Ниже  подоконной линии SW не отличается от седана Vesta, поэтому и  погрузочная высота, и ширина проёма, и объём багажника (480 литров) не  изменились. Причём в эти 480 литров входит и подполье, а без него  полезное пространство сокращается на 100 литров. Зато  про продуманности и удобству с багажником Vesta SW могут сравниться  только автомобили Skoda.
Ниже подоконной линии SW не отличается от седана Vesta, поэтому и погрузочная высота, и ширина проёма, и объём багажника (480 литров) не изменились. Причём в эти 480 литров входит и подполье, а без него полезное пространство сокращается на 100 литров. Зато про продуманности и удобству с багажником Vesta SW могут сравниться только автомобили Skoda.

Тормоза, кстати, у универсала новые –место барабанов сзади заняли диски. Никакого практического смыслы эта замена не несёт и сделана по требованию маркетологов – клиенты, мол, не готовы отдавать по 700-800 000 руб. за машину с барабанными тормозами сзади. Но если у вас седан Vesta, и вы уже обрадовались, что сейчас поставите диски себе, то спешу вас расстроить –это не так-то просто. У машин с дисковыми тормозами своя ступица, поэтому менять придётся... всю балку! Не великовата ли цена за понты? Тем более, что любая Vesta тормозит весьма неплохо. Наш же Cross же и вовсе поразил близкой к образцовой настройке тормозов. Конечно, это всё равно не Honda и не Porsche, которые являются для меня образцом в этом вопросе, но в целом уровень вполне европейский. Vesta вообще едет очень по-европейски с поправкой на отличную энергоёмкость подвески. Закроешь глаза и сразу не поймёшь, машиной из какой страны управляешь.

В  багажнике универсала аж 8 крючков, розетка на 12 вольт, два плафона,  целых три сеточки и ремешок для незамерзайки или канистры  с маслом.  Жёсткая шторка ездит по глубоким направляющим и легко демонтируется.
В багажнике универсала аж 8 крючков, розетка на 12 вольт, два плафона, целых три сеточки и ремешок для незамерзайки или канистры с маслом. Жёсткая шторка ездит по глубоким направляющим и легко демонтируется.

И это чертовски приятно. Конечно, нашим инженерам в доводке «Весты» помогали специалисты альянса Renault-Nissan, но все окончательные решение принимали именно в Тольятти. И не совсеми из них я согласен. Например, перед инженерами стояла задача сделать версию SW Cross самой драйверской в семействе. Поэтому под сброс газа она охотнее других Vesta уходит в занос и дольше в нём зависает. Зачем всё это, если даже с мотором 1.8 и механикой такая машина не едет? Получается, что ни о каком азарте речи так и не идёт, а вот безопасноть уменьшилась. Какая там это уже причина купить Vesta SW, а не SW Cross? Если после всего прочитанного вам вообще не хочется связываться с Vesta в частности, и «АвтоВАЗом» в целом, то не торопитесь с выводами, ведь только сейчас настало время для по-настоящему тяжёлой артиллерии – заднего дивана и багажника.

У  подполья Vesta SW сразу два уровня. Первое не слишком глубокое  разделено на два отсека с индивидуальными крышками. Внутри пластиковый  вкладыш-органайзер, который съедает много места – даже набор  автомобилиста сюда не влезет. Но если вынуть вкладыш, то суммарный объём  возрастёт до искомых 480 литров, а подполье станет вполне полезным.
У подполья Vesta SW сразу два уровня. Первое не слишком глубокое разделено на два отсека с индивидуальными крышками. Внутри пластиковый вкладыш-органайзер, который съедает много места – даже набор автомобилиста сюда не влезет. Но если вынуть вкладыш, то суммарный объём возрастёт до искомых 480 литров, а подполье станет вполне полезным.

Городской саквояж

По запасу пространства на втором ряду с Vesta SW не может поспорить никто из конкурентов. Даже высокий человек легко садится в ней сам за собой, места по ширине больше, чем в Skoda Rapid/Volkswagen Polo и Hyundai Solaris/KIA Rio, крыша не давит на голову, а опций для задних пассажиров в тольяттинском универсале едва ли не больше, чем у всех конкурентов вместе взятых. Обогрев дивана, подлокотник, USB-зарядка, розетка на 12 вольт, собственный плафон, тонировка задних боковых стёкол, –в Vesta SW я бы легко рванул в Сочи даже в качестве обитателя второго ряда! Но по-настоящему «Весту» хочется купить, когда открываешь багажник.

Наконец,  второй уровень подполья универсала из Тольятти отведён полноразмерному  запасному колесу, домкрату, ключу-балоннику и ещё одному органайзеру. Он  радует и глубиной, и шириной –сюда вполне можно убрать всевозможные  тряпки, трос, и прочие не слишком приятные, но полезные атрибуты жизни  автомобилиста. Обратите внимание на обилие шумоизоляции.
Наконец, второй уровень подполья универсала из Тольятти отведён полноразмерному запасному колесу, домкрату, ключу-балоннику и ещё одному органайзеру. Он радует и глубиной, и шириной –сюда вполне можно убрать всевозможные тряпки, трос, и прочие не слишком приятные, но полезные атрибуты жизни автомобилиста. Обратите внимание на обилие шумоизоляции.

Нет, если вам нужно возить групногабаритные грузы, то забудьте о Vesta SW, для этих целей даже Skoda Rapid лучше подходит! Ведь объём багажника у тольяттинского универсала такой же, как у седана. И это если учитывать подполье, а без него – всего 385 литров. Хуже того, проём и погрузочная высота такие же, а ниспадающая крыша не сильно увеличивает его и по высоте. Даже если сложить задний диван, то сильно ситуацию это не улучшит – ровная площадка не получается, а если убрать фальшпол, то и вовсе образуется ступенька. Но идея тольяттинцев в том, что в гамме уже есть вместительный универсал Largus, адресованный тем, для кого практичность стоит на первом месте. Vesta SW – это выбор тех, кому нужен стильный и удобный автомобиль для городской жизни: ведущие активный образ жизни холостяки и молодые семьи.

Пружины  и амортизаторы у Vesta SW ничем не отличаются от седана, а вот у версии  Cross и те, и другие свои. Даже клиренса седана и универсала SW хватает  почти везде, ведь далеко не у всех кроссоверов под днищем 178 мм. SW  Cross со своими  203 мм и вовсе бросает вызов внедорожникам.
Пружины и амортизаторы у Vesta SW ничем не отличаются от седана, а вот у версии Cross и те, и другие свои. Даже клиренса седана и универсала SW хватает почти везде, ведь далеко не у всех кроссоверов под днищем 178 мм. SW Cross со своими 203 мм и вовсе бросает вызов внедорожникам.

В этом смысле я попадаю аккурат в целевую аудиторию. И знаете что, Vesta SW меня полностью устраивает. Многочисленные крючки, сеточки, ремешки, огромное двухуровневое подполье, –спрятать и закрепить можно буквально всё. Щётка, тряпки отправились на первый уровень подполья, незамерзайка закрепляется ремешком, а набор автомобилиста при желании можно спрятать на втором уровне подполья. Поездки в магазин за недельным запасом продуктов на практике доказали, что крючков хватает абсолютно всем пакетам, так что по дороге домой можно без зазрения совести навалить в крутом повороте – продукты не будут летать по багажнику.

Двигатель  1.8 создан на основе хорошо известного 16-клапанника 1.6. Увеличения  объёма добились за счёт возросшего с 75,6 до 84 мм хода поршня. Мотор  получил новый коленвал, клапаны, систему впуска, а сам блок был  доработан. В разработке двигателя помогала британская компания  Ricardo.
Двигатель 1.8 создан на основе хорошо известного 16-клапанника 1.6. Увеличения объёма добились за счёт возросшего с 75,6 до 84 мм хода поршня. Мотор получил новый коленвал, клапаны, систему впуска, а сам блок был доработан. В разработке двигателя помогала британская компания Ricardo.

Вынужденный компромисс

Vesta неидеальна, и появление версий SW и SW Cross это не изменило – она по-прежнему требует от вас пойти на компромисс. Хотите «Весту»? Тренируйте левую ногу, ведь уж лучше неплохая механика, чем плохой «робот». Хотите красивую и по проходимости сравнимую с кроссоверами версию SW Cross? Готовьтесь стать Капитаном Улиткой и каждый день мириться с дефицитом тяги. Хотите кайфовать от хорошо настроенного шасси? Требуйте тест-драйва именно вашего автомобиля, потому что никто не даст гарантию, что одна Vesta поедет так же, как и другая. Всё это в будущем сделает тольяттинский универсал звездой вторичного рынка. Lada быстро теряют в цене, отечественные моторы с каждой следующей тысячей километров тянут всё лучше, а первый владелец точно позволит вам сесть за руль, чтобы дать понять, что за птица конкретно эта Vesta.

Главное  преимущество Vesta универсал SW сохранил – энергоёмкость подвески на  зависть кроссоверам. Чем хуже дорога, тем лучше едет Lada. На грунтовке  машина и вовсе буквально летит. У Cross из-за меньшего хода на отбой и  низкого профиля 17-дюймовых колёс этого преимущества нет. На асфальте же  Cross и вовсе расстраивает излишним вниманием к дорожной мелочи.
Главное преимущество Vesta универсал SW сохранил – энергоёмкость подвески на зависть кроссоверам. Чем хуже дорога, тем лучше едет Lada. На грунтовке машина и вовсе буквально летит. У Cross из-за меньшего хода на отбой и низкого профиля 17-дюймовых колёс этого преимущества нет. На асфальте же Cross и вовсе расстраивает излишним вниманием к дорожной мелочи.

И тем не менее обязательно сходите к ближайшему дилеру Lada и познакомьтесь с Vesta SW и Vesta SW Cross сами. Потому что у вас всё равно нет выбора! Lada Largus – куда более спартанский автомобиль, а KIA Cee’d SW и Ford Focus куда дороже. Причём, Ford ещё и не может похвастать настолько же продуманным багажником. Подержанный «европеец»? Ни одна машина из Старого Света не поедет так же здорово по разбитой дороге, а часть именитых конкурентов ещё и не приносят того же удовольствия от вождения, что дарит Lada, как бы дико это ни звучало. Но если вы всё ещё не готовы сыграть с «АвтоВАЗом» в русскую рулетку, то подождите ещё. Следующий год принесёт нам вариатор Jatco и некоторые изменения в конструкции двигателя 1.8, после которых он должен поехать лучше. Так что с «Вестой» мы ещё не раз увидимся. И лично меня это радует.