Найти тему
Include club

From Saint P. With Love. Интервью с Алексеем Соболевым

Санкт-Петербург — это самый чарующий город России. Не пробуйте сосчитать, сколько о нем написано стихов и спето песен — не получится. Одной из последних крупных работ, воспевающих северную столицу, стал фильм Piter by Каста (Посмотреть фильм можно здесь). Include пообщался с режиссером и сценаристом фильма Алексеем Соболевым.

— Как люди становятся режиссерами? Расскажите о своем образовании и как вы стали тем, кем являетесь сейчас.

— Я действительно немного учился и там, и тут. Но рекомендовать однозначно ни одно из учебных заведений не могу. Все-таки лучшая школа — это снимать самому. А пока не получается, стараться постоянно быть на съемочных площадках. В любом качестве. От младшего помощника до второго режиссера. Учиться можно только снимая.

Я довольно давно снимаю рекламные ролики. И короткометражное кино. Первое — за деньги и для того, чтобы иметь возможность снимать второе.

— Кто придумал идею проекта Piter by и с чего она начиналась изначально?

— Эта история началась в 2016 году, когда две компании — питерская сеть кафе Буше и Екатеринбургское агентство Red Pepper — придумали снимать кино о Питере в стиле «Париж, я люблю тебя!». Меня и мою команду позвали помочь со сценариями и съемками.

Сценарием и материалом заинтересовались многие хорошие артисты, которые безвозмездно согласились поучаствовать в этой авантюре. Например, Евгений Цыганов, Константин Хабенский, Олег Гаркуша. Спасибо им всем еще раз.

Так в 2016 году вышел первый фильм Piter by:

«PITER BY Буше | Фильм о Питере»

Мега-хитом он, конечно, не стал. Но у него появились свои поклонники.

И вообще, у нас самих было ощущение, что все это было не зря. В общем, решили повторить.

— Питер сам по себе выглядят потрясающе, а в фильме он необычайно особенный. Расскажите, кто занимался операторской работой и как проходил ваш обычный съемочный день?

— Оператором на проекте выступил Фил Ли. Съемочный день на большинстве новелл ничем особым не отличался. Исключение составила лишь короткометражка Хамиля. Мне кажется, никто до нас ничего подобного не снимал.

Фил Ли — оператор, монтажер, продюсер и режиссер, который специализируется на короткометражном кино
Фил Ли — оператор, монтажер, продюсер и режиссер, который специализируется на короткометражном кино

Поэтому приходилось все изобретать самим. Очень тревожно было до конца, что у нас не получится рассказать такую историю целиком под водой, без единой строчки диалога.

— О Касте. Они больше известны как группа из Ростова. Почему выбор пал именно на них, а не какую-нибудь условную питерскую группу?

— Мы использовали питерские группы в прошлом фильме. Антон Malinen, Олег Гаркуша, Зимавсегда, например. Они присутствовали в проекте и в качестве актеров, и в качестве создателей саундтрека.

Что же касается Касты, прелесть как раз в том, что они с Питером не связаны никак.

Когда Данил Голованов (один из продюсеров) в первый раз поделился со мной этой идеей, она мне тоже показалась очень странной. Все же знают, Каста = Ростов. А с другой стороны, если подумать, вы замечали, насколько мы внимательны к чужим городам? Примерно настолько, насколько мы равнодушны к своим собственным. Будучи же туристами, мы подмечаем малейшие детали. Мы очень наблюдательны.

В этот раз нам показалось любопытным взглянуть на город глазами «понаехавших». Именно потому, что туристам всегда виднее.

— Как парни перенесли съемки? Не приходилось нанимать преподавателя по актерскому мастерству?

Помогло то, что мы изначально старались создавать истории, в которых ребятам не пришлось бы чересчур лицедействовать, изображая кого-то другого, не похожего на них самих.

Влади действительно интроверт, который не любит лишних слов.

И, погружаясь в любимую работу, ничего вокруг себя не замечает. Змей — на самом деле такой в жизни. Немного неуклюжий, но очень милый, добрый и отзывчивый.

Шым на съемочной площадке поработал с Александром Галибиным
Шым на съемочной площадке поработал с Александром Галибиным

Кроме того, мы старались подбирать ребятам такие экранные пары, которые помогали бы им раскрыть себя и историю максимально интересным способом. Александр Галибин, Ксения Раппарот, Артур Смольянинов — не только прекрасно дополняли ребят на экране, но и помогали им советами.

— В интервью на «Дожде» вы рассказывали о том, что сценарий каждой новеллы писался под каждого участника группы. Расскажите, как вы придумывали эти истории — вы слушали их треки, читали интервью с ними, общались лично?

— Мы начали работу с Кастой, когда их новый альбом был еще в процессе создания. Они играли их у себя в студии. Я в тот момент был в Нью-Йорке, поэтому слушал их демки по скайпу. Но даже в таком виде понимал — да, это круто.

Разрабатывая сценарий, мы в равной мере вдохновлялись самим Городом и лирикой из нового альбома «Чертырехглавый Орет». Так, Влади в тексте песни «Сказочная» — «маэстро, творящий чудеса», в глазах у которого «светлые грезы». И в фильме он стал владельцем фотостудии «Светлые грезы». И творит он там самые настоящие чудеса.

В той же самой песне Хамиль описан как «блудодей благородный», чья жизнь — «романтический фильм». Он окружен «двумя шалуньями, играющимися в брызгах». В результате Хамиль стал у нас в фильме тренером команды по синхронному плаванию, который крутит роман одновременно с двумя участницами команды.

— Вы говорили, что писали сразу несколько сценариев для каждого. Можете поделиться, какие из сценариев так и остались черновиками?

— Была комедия про актера, изображающего Петра Первого на Дворцовой Площади, был небольшой камерный детектив. Была драма про человека, вернувшегося в дом, в котором прошло его детство. Много разных сценариев было. Был даже документальный фильм, который должен был соединить на экране рэп-андеграунд Питера и Бронкса.

— Какую из новелл было снимать сложнее всего? И в какой бюджет обошлись съемки проекта?

— Сложнее всего далась новелла «Затаив дыхание».

Окончательный бюджет я назвать не могу. Но он был очень-очень небольшим для такого проекта. Множество людей помогали нам из любви к проекту, закрывая какие-то очень важные вопросы. Спасибо им всем еще раз за это.

— Новелла о синхронистках. Потрясающая идея. Как это все снималось и что вас вдохновило написать такую историю?

— Как и всякая хорошая идея, она появилась на пересечении двух идей похуже. Во-первых, как я уже говорил, была строчка из песни о Хамиле. А во-вторых, как раз тогда мне в ФБ-ленте попалось вот это видео:

И подумал, прикольно — я никогда не задумывался о том, как синхронное плавание выглядит для самих синхронисток. Вся их жизнь и борьба проходит под водой. А мы, как зрители, видим лишь то, что на поверхности. Во всех смыслах этого выражения.

— Есть ли такой город, который вдохновляет вас больше остальных?

— Два города, в которых проходит большая часть моей жизни — Нью-Йорк и Киев.

Егор Ярко, редакция Include

Фотографии предоставлены собеседником