Найти в Дзене

Чем может обернуться простая операция для партизана

Максимов после удачно проведенного боя почувствовал себя наравне со всеми. Многие партизаны, пришедшие в отряд раньше его, с завистью посматривали на автомат, добытый им в бою. Степан нес караульную службу, дважды участвовал в минировании полотна железной дороги, но все это он считал второстепенным.

— На вражеский гарнизон напасть надо — вот это был бы настоящий бой,— убеждал он партизан.

И когда Максимова вызвали в штаб, он подумал: «Непременно пошлют в Мядель. Ребята сказывали, что там появился новый староста — наипервейшая сволочь. Никого не щадит. И полицаев таких же подобрал. Вот и накроем всю их лавочку!»

Степана догнал партизан Вася Литвиненко.

— Тоже в штаб? Не знаешь, зачем зовут?

Степан пожал плечами.

В штабной землянке, склонившись над картой, сидели командир отряда, начальник штаба и незнакомый мужчина. На мужчине был надет дождевик, на ногах — добротные яловые сапоги. Лицо открытое, взгляд цепкий, строгий. Раньше Степан не видел его в отряде. Когда партизаны вошли, командир поднялся и, обращаясь к незнакомцу, сказал:

— Вот с ними пойдете,— потом обернулся к вошедшим, приказал:— Тебе, Максимов, вместе с Литвиненко надо проводить товарища до деревни Мстишь, что за Березиной. Там вас встретят, товарища передадите из рук в руки, а сами вернетесь в отряд.

«Вот тебе и серьезное задание!» — усмехнулся про себя Максимов.

— Оружия с собой не брать, разве что по паре гранат. Из отряда уйдете в полночь, «секреты» будут предупреждены.

Всего ожидал Степан, но не этого. «Не отдам автомат! В бою пусть добывают!..» — он так сжал рукоятку приклада, что побелели пальцы.

— Успокойся, Максимов,— видя состояние партизана, дружелюбно сказал командир,— в отряде оружия мало, а вам оно ни к чему. Безоружными меньше внимания к себе будете привлекать. Когда вернетесь, оружие получите снова.

Человек в дождевике не проронил ни слова.

Шли они преимущественно ночью, обходя селения. На рассвете четвертого дня вышли к Березине в условленном месте. Их уже ждали. Человек в дождевике, по дороге назвавшийся Константином, прощаясь со Степаном, сказал:

— Что не так, извините, товарищи,— Константин поочередно обнял Степана и Василия.— Рад был познакомиться с вами.

-2

Константин не спеша опустился к воде и сел в лодку. Степан видел, как, подхваченная течением, она легко оторвалась от причала и поплыла вниз. Спутник Константина налег на весла, лодка развернулась, ходко пошла к противоположному берегу и скоро скрылась в сизой дымке тумана. Только скрип уключин все еще слышался в утренней тиши, но вот и он пропал.

— Ну, Вася, нам тоже пора.

Отойдя от реки километров десять, Степан облюбовал в лесу небольшую поляну, покрытую пожухлой травой, и предложил отдохнуть. Они сели, привалились к сосне. Над головой тихо шумел лес. Солнце поднялось уже высоко. Максимову снилось, что Маша с венком на голове, сплетенным из васильков, бежит к нему. Застучало в груди, он хотел было подняться навстречу жене, но не смог. Вдруг Маша исчезла куда-то, а к Степану теперь бежали сыновья: Николашка — впереди, за ним, запинаясь,— Володька. Они что-то кричали, но Степан не слышал. Сыновья набросились на отца, стали его тормошить: «Батя, вставай, мамка там ждет. Ну, вставай, пошли быстрее!..»

Проснулся Степан от толчка в плечо.

— Немцы, человек десять, и полицаи с ними,— взволнованно говорил Вася.

— Где?

— Туда проехали. Дорога там, метрах в двухстах, по ней и проехали на трех подводах. Когда услышал стук колес, пошел посмотреть. Чуть было не напоролся на фрицев. Не заметили. Прибежал, бужу тебя, а ты мычишь...

Максимов моментально вскочил на ноги. Когда отошли километра полтора от злополучной полянки, он проговорил:

— Помешал ты мне, парень, сон досмотреть.

Шли, почти не останавливаясь. Ноги гудели. Шутка ли — километров сорок отмахали. Хотелось есть. По расчету Максимова, скоро должна быть небольшая деревенька, в которой жил кум Пелагеи — Иваныч. Это он хотел свести Степана с партизанами, а позднее принимал его у себя. Иваныч жил один на краю деревни. Два сына его воевали с немцами.

Иваныч открыл сразу. По стуку определил, что свои.

— Заходите!..— и проворно закрыл за гостями двери. В горнице, не зажигая коптилки, спросил:

— Никто не видел?

— Вроде никто. А что? — взволнованно спросил Василий.— Каратели тут не проходили?

— Не видно было.

— Полицаи есть?

— Как же без них,— иронически проговорил старик.— Живут с того краю двое. С утра куда-то ушли. Есть хотите?

— Если покормишь, не откажемся.

На столе появились теплая картошка, лук, краюха хлеба. Степан и Василий молча навалились на еду, а старик сел возле печи и задымил самосадом. Когда гости поели, хозяин заговорил:

— Староста у нас новый, приезжий. Откуда только свалился на наши головы? Выслуживается перед немцами, лебезит. Сразу, говорит, докладывайте, как кто посторонний появится.

— Докладывают?

— Нашел доносчиков! Ко мне все присматривается, что-то вынюхивает, мору на него нету.

После еды Вася начал клевать носом. Старик предложил:

— На сеновал идите, там и отдохнете.

Читать больше похожих историй

Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись на канал!