Конечно же, первая ассоциация, которая возникает у нас, когда мы говорим о Северном полюсе и об Арктике, это белые медведи.
Нужно понимать, что белый медведь – одно из самых крупных наземных млекопитающих, которое представляет реальную опасность для человека, но вероятность встречи с этим животным в условиях экспедиции минимальна. Наши участники обязательно будут ознакомлены с правилами и рекомендациями, которые подготовил Институт проблем экологии и эволюции Российской Академии Наук по заказу ПАО «НК «Роснефть» для всех, отправляющихся в Арктику более чем на один день. Все эти правила безусловно будут соблюдаться на станции, и таким образом будет минимизирована вероятность личной встречи любого из участников с белым медведем.
Обычно белого медведя начинают отгонять от поселений человека на расстоянии 5 км, но при этом даже дистанционное наблюдение (например, в бинокль, или фотосъемка с помощью телевика с большого расстояния) может дать ценные сведения о распространении белых медведей в районах севернее островов архипелагов Шпицберген и Земля Франца Иосифа. Дело в том, что численность белых медведей сейчас находится под особенным контролем международных экологических организаций.
Есть предположение, что из-за возможных изменений климата и изменения толщины ледового покрова численность белых медведей значительно сокращается.
Для того, чтобы следить за путями миграции белых медведей, используются специальные ошейники с GPS-трекерами. Но особенности биологии белых медведей таковы, что эти ошейники долго сохраняются только на самках, а самцы после первого же погружения в воду могут их сбросить. Таким образом, получается, что те данные, которые собирают ученые о белых медведях с помощью трекеров, относятся только к самкам, и, по этим данным, практически все самки белых медведей в весенний период начинают двигаться к кромке льда и мигрируют с ней к югу от Земли Франца Иосифа.
При этом данные о направлениях миграции самцов отсутствуют.
Если нам удастся хотя бы издалека увидеть белого медведя, то по фотографиям будет возможно определить его физическое состояние, возраст, а возможно и пол. Это будет весьма ценным наблюдением.
Сейчас основная часть наблюдений за белыми медведями, встречающимся на дрейфующих льдах, поступает от капитанов ледоколов, сопровождающих арктические суда и конвои, а также с тех судов, которые возят туристов в полярных областях. Если же нам удастся найти следы жизнедеятельности белого медведя и отобрать те или иные биологические образцы, то это будет интересным материалом, который мы обязательно передадим в Институт проблем экологии и эволюции Российской Академии Наук.