При упоминании рельсового орудия либо пушки воображение рисует нечто с длинным стволом и на рельсах. Проектируемый ведущими мировыми оружейниками рейлган, действительно, оснащен рельсами, но на громадную самоходную пушку типа 2С7 «Пион» с десятиметровым стволом он не похож. Пучки кабелей, индикаторы и мониторы – рельсовые пушки, реально испытуемые корпорациями BAE Systems и General Atomics, напоминают орудия из фантастических фильмов. По сути, они ими и являются, вместе с внедряемыми американскими военными боевыми лазерами и орбитальными кинетическими орудиями.
Выстрел электромагнитным полем
В рельсотроне собственно рельсы – параллельные электроны, к которым подается мощнейший постоянный ток. Патрон рельсотрона, неважно, алюминиевая это проволока, полимер или токопроводная плазма, замыкает цепь, а нарастающее магнитное поле придает снаряду ускорение под действием силы Лоренца. В теории все достаточно понятно, но реализовать рельсовую пушку, создать действующий прототип получилось лишь недавно, ранее это не позволял сделать уровень тогдашнего технического оснащения.
Надо упомянуть о первом рейлгане, созданном советскими учеными. Испытания проводились в годы перестройки, и документальных данных сохранилось мало, но очевидцы говорят, что советский рельсотрон стрелял пластмассовыми снарядами, не больше пробки от шампанского, и пробивал три листа дюралюминия толщиной около 5 сантиметров. Дальнейшая судьба революционного для того времени изобретения неизвестна.
В 70-х годах рельсотрон проектировали австралийцы, но дальше испытаний дело не пошло. Причина в «одноразовости» устройства и малой мощности. То есть, после каждого «выстрела» рельсы приходили в негодность либо же снаряд получал малое количество энергии, если испытатели снижали мощность для сохранности установки. Сейчас эти проблемы до конца не решены, но уже в 2016 году экспериментальный образец будет установлен на морское военное судно.
Действующие прототипы
Каждый день научные сайты пестрят новыми открытиями, изобретениями и разработками. Конечно, до серийного производства доходит лишь малая часть, и не всегда быстро, но процесс постоянно ускоряется. Такая же ситуация с новыми типами вооружений – наработок много, но не все даже допускаются до реализации, а готовые образцы создаются годами. Если речь идет о действительно революционных разработках, то они ставятся на вооружение медленно, подвергаясь многолетним испытаниям.
Больше «везет» прогрессивным проектам, взятым «под крыло» американским агентством передовых оборонных проектов (DARPA). Агентство оперирует миллиардами долларов и может «похвастать» созданием оборонной компьютерной сети, переросшей в Интернет, разработкой протоколов TCP/IP и пр.
Так вот, те изобретения, что заинтересовывают DARPA, почти всегда доводятся до создания действующих образцов. Например, в 2014 году был продемонстрирован боевой лазер, установленный на быстроходный катер. Лазер пока «сбивает» только беспилотники, крупные суда или истребители ему «не по зубам», но и этот образец военным обещали только к 2016 году, то есть ученые намного опередили график.
DARPA выступила заказчиком рельсовой пушки для ВМС США. Для выполнения заказа были выбраны ведущая британская оборонная компания BAE Systems и корпорация из Соединенных Штатов General Atomics.
General Atomics показала рельсотрон, «стреляющий» 10-килограммовой болванкой на расстояние до 200 км и скоростью снаряда до 2 километров в секунду. Корпорация BAE Systems «стреляла» на испытаниях снарядами весом от двух до трех килограммов на расстояние до 180 км, но британские инженеры обещают увеличить дальность до 400 км. Также британцы работают над системой автоматической подачи снарядов.
Перспективы рельсовых пушек
Судя по заявлениям представителей BAE Systems, они не сомневаются в успешной доработке рельсового орудия до 2016 года для проведения испытаний на морском судне с последующим принятием на вооружение в качестве главного калибра. Скорее всего, британские инженеры действительно доведут до совершенства свой образец, но они уже говорят об установке рельсотрона на сухопутную технику – танки и другие бронированные машины. И вот тут неизвестно, на что рассчитывают оружейники.
Для выстрела их прототипу необходимо примерно 30 МДж энергии. Чтобы дать залп хотя бы из десяти-двадцати снарядов, надо иметь под рукой ядерный реактор, что нормально для эсминца, крейсера, но непредставимо для современного танка. На что рассчитывают ведущие разработчики вооружений или их ожидания – пустые мечты? Возможно, британские, американские инженеры рассчитывают, что к тому времени, когда будут готовы действующие рельсовые орудия, компания Lockheed Martin представит миру анонсированный компактный реактор термоядерного синтеза.
Рельсовая пушка не будет иметь конкурентов, ведь самоходные орудия, корабельные главные калибры, береговые стационарные орудия достигли «потолка»: усиление мощности невозможно, так как достигнут предел прочности орудийных стволов. САУ «Пион», мощнейшая артиллерийская установка, отправляет снаряд на расстояние до 47 км, а рейлган стреляет минимум на 200 км. Но преимущество рельсовой пушки еще и в дешевизне снарядов, по сути, металлических болванок, а также их безопасности. Самое уязвимое место в танке или самоходке – боекомплект, детонирующий от близкого разрыва, ясно, что снаряды для рельсотрона, литые болванки, сложно испортить, а стоимость их мизерная.
Плюсов у рельсового орудия масса, единственная существенная проблема – источник энергии. Если компактный, но мощный генератор будет создан, в армейских подразделениях мировых лидеров вскоре появятся орудия из недавних фантастических романов и фильмов.
Рельсовая пушка: 200 километров – не предел!
2 апреля 20182 апр 2018
80
4 мин