Сопоставляя два района — Сорокинский и Викуловский, которые занимали повстанцы, видно, что в Сорокинском районе повстанцы действовали более решительно и организованно. Повстанческая вспышка в Викуловском, Абатском районах была быстро подавлена и ликвидирована. В Викуловском, Абатском районах повстанцы обращались с коммунистами и совработниками несколько иначе, нежели в районе Сорокинском.
4 февраля уездным исполкомом были предприняты шаги к тому, чтобы предотвратить распространение повстанцев по всему уезду. С этой целью были организованы 4 политическо-агитационных пропагандистских отряда по пять самых опытных коммунистов в каждом. Первый отряд направился в Абатско-Викуловский район, второй — в Больше-Сорокинский район, третий — в Маслянский, четвертый — в Голышмановский район. Отрядам давались следующие задания:
1) в местах, где кулацкими элементами разрушены волостные и сельские аппараты, восстановление в них Советов или учреждение временных ревкомов,
2) содействовать всеми мерами Красной Армии в восстановлении революционного порядка в районе, держа с командирами частей тесную связь,
3) восстановить партийную дисциплину и работу в районе, очистить партию от нетвердых элементов, распределить партийные силы по условиям обстановки данной местности, производить партийные мобилизации для охраны продовольственных складов и проч.,
4) развивать энергичную работу по выполнению семенных разверсток и лесозаготовительных работ, устраивать митинги, собрания и т. д.
Эти пятерки в большинстве не могли выполнить этих задач, которые на них лежали, т. к. быстро растущее восстание помешало этому.
Из этих пятерок могли выполнить более или менее свои задания только две: Абатско-Викуловская и Маслянская. Голышмановская пятерка по прибытии в с. Карасульское обнаружила, что с. Голышманово ночью с 6 на 7 февраля занято повстанцами и брожение началось во всем районе. Роль последней пятерки ограничилась установлением революционного порядка и организацией обороны с. Карасульского и железнодорожной станции Карасульская (Ишимский район).
Маслянская пятерка под начальством Морева прибыла в Маслянский волисполком 7 февраля в 7 часов вечера. В 8 часов было устроено собрание местной ячейки РКП(б). Здесь выяснилось, что большая часть населения относится к Советской власти и партии благожелательно, с доверием. Есть деревни, которые могут быть отнесены к группе неблагонадежных. Так, например, Сырьева (в настоящее время нет) и Сычева (Абатский район). В эти деревни Моревым были посланы свои группы для проведения митингов.
Голышмановский район
6 февраля днем в селе Голышманово было спокойно. Вечером во время спектакля в народном доме, находящемся рядом с волисполкомом, появились замаскированные люди, ворвались в зал во время спектакля, наставили винтовки на присутствующих, скомандовали: «Руки вверх!» — и начали искать коммунистов и арестовывать их. Член Голышмановского волисполкома Афанасьев, бросился через сцену и выбрался на улицу. Волисполком и народный дом были оцеплены. Афанасьев все же выбрался и пробрался в село Карасульское. Доставленные им приказы за подписью повстанцев Носова — начальника штаба — и председателя Богомолова говорят о мобилизации мужчин от 18 до 45 лет.
К Голышмановскому присоединились деревни Садовниково (Садовщикова), Черемшанка (Голышмановский район) и Кутыревская (Кутырева). Восстанием были охвачены волости Малышенская, Евсинская, Аромашевская. Далее движение пошло на юг и на запад к границам Ялуторовского уезда.
Станция Голышманово была занята повстанцами 7 февраля. Пассажирский поезд из Тюмени ушел в то время, когда наседала толпа. Повстанцами была разоружена частично милиция и караул ж. д. моста через реку Емец. Начальник районной милиции и райпродкомиссар были убиты. Коммунисты арестовывались, сажались в холодные помещения, частью увозились на север, частью расстреливались.
Восставшая организация Голышмановского района более крепкая, нежели повстанческие организации Абатско-Викуловского района и Сорокинского. Здесь на стороне повстанцев принимают участие служащие например завхоз В. Волынский, бывший офицер старой армии.
В восставших волостях прежде всего избирается волостной военный штаб и к нему — военная комиссия, в задачи которой входило образование аналогичных организаций в других волостях. Затем, с увеличением повстанческой сферы деятельности, эти волостные военные комиссии совместно избирали районный орган, называвшийся «военный совет». Следует отметить, что в этом деле заметна рука опытных руководителей, в том числе с кадровым военным образованием.
Военные силы разделяются на роты, взводы, отряды, командный состав, который избирался тут же на месте, самими крестьянами. Затем части разделялись по своим задачам. Так, например, некоторые из повстанческих отрядов имели задание разрушать железную дорогу, другие — производить налеты на волостные центры, не примкнувшие к ним, терроризировать, производить мобилизации, третьи преследуют цели более крупного характера — наступательные, четвертые имели задачи чисто агитационные.
К разгару восстания в Голышмановском районе в г. Ишим прибыл комбриг-85, которому была поставлена задача очистить линию железной дороги Омск — Тюмень. К нему в этот момент перешло командование всеми вооруженными силами на участке Омск — Тюмень. После этого в Голышмановский район были выдвинуты 254-й и 232-й стрелковые полки. Была отбита станция Голышманово, 18 февраля взято село Голышманово. Потом оно было оставлено и вновь взято нашими войсками, которые продвинулись к северу и заняли в Малышенскую волость и на западе — Усть-Ламенскую, соединились на станции Омутинской с подразделениями, наступающими от Ялуторовска. При взятии села Голышманово и примыкающих деревень все трудоспособное мужское население ушло с повстанцами. В селах и деревнях этого района остались старики, женщины и дети.
озунги, которые были подняты восставшими,— «Борьба за хлеб», «Долой трудовую повинность!», «Открыть рынки».
Южный и юго-западный районы
В южный и юго-западный районы Ишимского уезда входят волости Ражевская, Ситниковская, Локтинская, Ларихинская, Гагарьевская, Казанская, Пегановская, Истошинская, Орловская, Армизонская, Лихановская, Калмакская, Бердюжская, Уктузская, Дубынская, Сумская, Ильинская, Афонькинская, Красноярская, Бугровская, Соколовская, Налобинская, Каменская, Беловская, Бутыринская, Частоозерская, Долговская, Теплодубровская, Утчанская, Рынковская, Петуховская.
В этом районе 5 февраля 1921 года было все спокойно. Крестьяне исполняли все повинности, занимались вывозкой хлеба. 7 февраля связь с некоторыми волостями внезапно оборвалась. В это время в указанном районе появились агитаторы, которые вели тайные собрания с деревенскими кулаками. Почвой для агитации служила семенная разверстка. Крестьян смущали тем, что сдавать семенную разверстку пятидворкам не следует, т. к. она будет вывезена в центральную Россию.
В деревне Останино Локтинской волости (Останино Бердюжского района) 7 февраля 1921 года прибыл вооруженный отряд из деревни Мелехина (село Мелехино Бердюжский район) и арестовал всех партийных и других советских работников, отправил арестованных в Локтинский исполком (д. Локти Ишимский район). В с. Смирновское (с. Смирное Казанский район) произвели то же самое. Дальше тот же отряд под командованием Афанасия Кадышникова (кулак д. Мелехина) прибыл в Локтинский волисполком, где были произведены аресты советских и партийных работников.
После приказа были образованы сельские и волостные штабы и объявлена мобилизация мужчин от 16 до 45 лет. Арестованных коммунистов и им сочувствовавших вывозили по направлению деревни Ревягина (Ишимский район), в так называемую Попову рощу, где раздевали и убивали кольями и палками.
Председатель Локтинского волисполкома был в Ишиме и, не зная обстановки вернулся в село, вместе с начальником почтовой конторы (оба партийные). Их арестовали и отправили в Попову рощу. В избиении участвовало главным образом кулачество — Бердюгины из Локтей. Духовенство настроено сочувственно по отношению к повстанцам.
Главным руководителем восставших в Локтинской волости являлся Атаманов Григорий (брат — коммунист, находился в отряде особого назначения). Он отвечал за агитационную работу. Военное командование сосредоточено в руках у Федорова из села Бердюжье.
8 февраля началось восстание в Калмакской, Частоозерской и Долшвской волостях. Восстание распространилось в сторону станции Петухово. К утру 9 февраля повстанцами заняты следующие волости: Калмакская, Бердюжская, Бутыринская, Долговская, разведка показалась близ Утчанской, которая к этому времени была занята частями 5-й телефонной роты. 9 февраля повстанцы пытались обойти Утчанское, но ввиду недостатка винтовок оставили последнее. В стычке во время отступления из Утчанского убито на стороне повстанцев два человека, один ранен.
10-го февраля повстанцами занят разъезд Горбуново. В 5 часов вечера прибыл бронепоезд, который по дороге очистил от повстанцев станцию Мамлютку и разъезд Горбуново. Часть коммунистов захвачена противником на местах, часть ушла в Петухово.
Главный штаб повстанцев находится в с. Гагарьевском, имеют два фронта: в с. Ларихинское (с. Лариха Ишимский район) и с. Локтинское (с. Локти),— и эти районы сильно укреплены. По показаниям наших красноармейцев, бывших в наступлении, они опутаны проволочными заграждениями. Имеется много винтовок, есть автоматические ружья. При одном из наступлении наших войск на деревню Травная красноармейцами был захвачен один пулемет Сен-Этьен, из которого повстанцы не могли стрелять, т. к. не нашлось знакомого с его конструкцией. Это вооружение и пулеметы ими захвачены на станции Вагай во время крушения поезда, подвозившего вооружение и боеприпасы из Тюмени.
Вообще, о повстанцах этого района нужно сказать, что здесь они уже представляют более сплоченную и организованную силу, нежели в остальных районах, бывших ареной восстания. Здесь проявляется ими более жестокостей, чем в остальных районах, над коммунистами, советскими работниками и их семьями.
Кроме того, необходимо отметить в этом районе следующее явление - незадолго до начала восстания в этот район возвратилась из Омска масса отпускных красноармейцев, бывших унтер-офицеров и прочих, которые в Омске жили в невозможных условиях. Эти лица по приезде домой начали вести агитацию за неподчинение приказам о семенной разверстке.
Из возвратившихся необходимо назвать фамилию гражданина Скорина, который раньше был учителем в с. Мизоново Локтинской волости. Он находится в штабе в с. Гагарьевское и руководит всеми действиями восставших.
Нападение на г. Ишим повстанцев и оборона
10 февраля около 2 часов дня отряд повстанцев произвели налет на г. Ишим; они въехали с северной части города, распространились по западной и южной и повели наступление на центр. Численность повстанцев была, по словам пленного, около 1500 человек, из которых около 500 человек конных. Вооружены были винтовками, дробовиками, вилами, косами и пиками. Отряд особого назначения, располагавшийся на городской площади, отразил первый натиск противника, смешал его, и в результате конница Лушникова окончательно порубила и рассеяла повстанцев.
Некоторые из повстанцев бросились к военному комиссариату за оружием, и здесь были встречены залпами красноармейцев, и в панике отступили. Кавалерия преследовала их и рубила. С нашей стороны убит один красноармеец. Со стороны повстанцев убитых, раненых н зарубленных около 200 человек, 50 спаслось, остальные, попрятавшиеся по дворам деревни Жиляковки, были выловлены облавой и препровождены в тюрьму. После этого налета в Ишиме была усилена охрана города. Последний был в проходах опутан проволокой и принял оборонительный вид. Были расставлены заставы при въездах, выставлены усиленные патрули.
В середине февраля Ишим от обороны перешел в наступление. Были заняты окружные деревни Мизоновское (с. Мизоново Ишимский район), Ново-Локтинская (с. Новолокти). Отряд особого назначения при наступлении на Травное (с. Новотравное) и вообще в боях под Ишимом потерял 50% своего состава. Особенно пострадала кавалерия Лушникова, а сам Лушников убит в с. Травное.
Маслянский район
В Маслянский район входят волости Усовская, Сладковская, Копотиловская, Рождественская и Маслянская. В этом районе наблюдалась агитация контрреволюционного элемента, но прибывшим пропагандистским отрядом она сдерживалась. Командир отряда Морев, 11 февраля сообщает, что в волости неспокойно, началось брожение, ранен огнестрельным оружием один коммунист, несший патрульную службу. Морев просит выслать отряд человек в 20-30. Кроме того, он же сообщает, что у него имеется 20 арестованных, согласно приказа № 9, которых отправить в Ишим не с кем. 12 февраля бандиты повели наступление на станцию Маслянскую, заняв село Маслянское.
Далее имеются сведения, что в 6 часов 13 февраля связь со ст. Маслянская прекратилась. Туда был послан с бронеплощадкой т. Пузырев, который восстановил связь и направился на станцию Мангут. Восставшие находились на разъезде № 40 (рядом с. Шаблыкино) около двух часов, но были выбиты и отступили в д. Сажина (Ишимский район). В деревнях Голдобина и Сажина бандиты пытались произвести мобилизацию, но безуспешно.
Главные силы бандитов группировались в д. Станичная (село Станичное Сладковский район). На разъезде № 43 (ст. Новоандреевский) повстанцами был испорчен путь и подпилены телеграфные столбы. Из сводки от 13 февраля мы видим, что в деревне Маслянской (поселок Маслянский Сладковский район) крестьяне дали подписку не допускать бандитов в волость, и после этого в этом районе все начало успокаиваться.
Рассматривая эти события в Маслянской волости, мы видим, что там повстанчество было занесено из Тюкалинского уезда со стороны ст. Мангут и Называевской, которые были продолжительное время заняты бандитами.
Часть коммунистов из Маслянской волости была выведена в Ишим Моревым, которые в данное время находятся в отряде особого назначения.
Эвакуация северного района
В середине февраля командиром 181 стрелкового полка Ефремовым-Лариным было отдано распоряжение по милиции о концентрации всех сил милиции и стягивании их к Ишиму. Начальником 2-го района (Абатского) Жуковым это распоряжение было понято как распоряжение об эвакуации северного района, всех его учреждений, в Ишим, и он отдал распоряжение по всем волисполкомам, которые, не снесшись предварительно с уисполкомом, приступили к эвакуации. Волревкомы Каргалинский, Озернинский, Викуловский, Чуртанский, Готопутовский, Челноковский, Абатский и Тушнолобовский, оставив беспартийных своих членов на местах, забрав важные дела и печати, эвакуировались вместе с отрядом Жукова до Боровской волости. Вместе с ними поехали семьи коммунистов и совслужащих со всем домашним скарбом.
Эта эвакуация была остановлена уездным исполкомом, как уже сообщалось, в Боровском (село Боровое Ишимский район), т. к. никаких признаков выступления или брожения население северного района не подавало. Сразу же началось обратное возвращение должностных лиц на места. Некоторая заминка в возвращении произошла, но все-таки к 18 февраля все волревкомы и волисполкомы были возвращены обратно. Сразу же была возвращена обратно милиция и телеграф.
Основой для материала явился Доклад ишимского уездного исполкома советов о вооруженном восстании в Ишимском уезде. ГАТО. Ф.р. 2. Оп. 1.Д. 231. Лл. 16—26. Машинописный подлинник.