— Акушерство и гинекология — это действительно мужская специальность, это тяжелый физический труд, — говорит Сергей Васильев, заместитель главного врача по медицинской работе минского роддома № 2.
По его мнению, женщина должна к себе относиться так же хорошо, как к своим украшениям и автомобилю, и минимум раз в год проходить обследование у гинеколога.
— Чтобы через пять лет не спохватиться с миомой до пупка, — прямо замечает Сергей Васильев и абсолютно откровенно рассказывает о родах, контрацепции и женском здоровье.
«Скоро в Беларуси, как на Западе, первого ребенка будут рожать в 30 лет»
— Женщины не стесняются обследоваться у мужчины-гинеколога?
— Нет. Сейчас отношение к этому вопросу изменилось. Раньше я подрабатывал в частных медцентрах, и, помню, еще в начале 2000-х годов к нам обратилась француженка. Она попросила, чтобы во время беременности ее наблюдал именно доктор-мужчина. Возможно, и до нас уже докатилась эта западная волна, когда женщина не стесняется врача-мужчину. Более того, женщины к мужчинам-врачам чаще прислушиваются.
— А мода поздно становиться мамами до нас уже докатилась? До какого возраста можно рожать?
— Лучше всего родить ребенка в период 21 — 35 лет. Оптимально, если это произойдет в 25−28 лет. По классификации Всемирной организации здравоохранения, репродуктивный возраст у нас до 49 лет. Но с 35 лет появляются риски, связанные с генетическими аномалиями, тем же синдромом Дауна. В 40−45 лет женщина уже обрастает миомами, эндометриозом, артериальной гипертензией, нарушением жирового обмена, болезнями печени, почек…
Если она собирается рожать после 40 лет, должна подойти к этому осознанно. Подготовиться, исключить все риски, проконсультироваться у специалистов. Если у нее все органы и системы функционируют исправно — никаких вопросов нет.
— Если тебе 30 лет и еще нет детей, более того, партнера подходящего тоже нет… Его нужно быстро искать и в экстренном порядке рожать?
— Нет, конечно. В Германии, например, средний возраст первородящей мамы — 31 год. Мы тоже постепенно подходим к таким показателям: сначала женщина должна получить образование, найти работу, встать на ноги, а потом планировать беременность.
Раньше у нас были такие термины, как «юная первородящая» и «возрастная первородящая». «Возрастной» считалась 30-летняя женщина. Теперь таких понятий нет. 30 лет — какая это старость? Самая молодость!
— Что влияет на способность женщины забеременеть и выносить здорового ребенка?
— Ее состояние здоровья. Важно, как сформировался ее организм к репродуктивному возрасту. Как она, еще будучи подростком, питалась и развивалась. Взять сегодняшнюю школьницу 16 лет — у нее букет заболеваний: хронический гастрит, сколиоз, вегетососудистая дистония…
— Сложных беременностей сейчас стало больше?
— Да. И это связано, на самом деле, с прогрессом. Например, 40 лет назад женщина со сложными гормональными дисфункциями просто не имела бы детей. Дальше бы эта генетическая ветка убиралась. Сегодня мы таким женщинам помогаем забеременеть и родить.
«Если рожать больно — сделают анестезию»
— Сегодня многие женщины боятся рожать. Что им делать?
— К сожалению, роды — процесс болезненный. И сделать так, чтобы женщина абсолютно ничего не почувствовала, не получится даже с помощью современных методов. Но частично обезболить можно как за счет инъекционных препаратов, так и, например, джакузи, в которой пациентка может полежать во время родов.
У нас не так, как в Америке. Где, как только женщина поступила рожать, хочешь не хочешь, ей делают регионарную анестезию.
Наш подход — более взвешенный. Регионарная анестезия — это вмешательство. Во время нее в позвоночник вводят анестетик. Болевая чувствительность исчезает, остается глубокая тактильная чувствительность. То есть, если при такой анестезии будут резать ножом, женщина будет чувствовать только какой-то нажим. Но чтобы сделать такое обезболивание, должны быть показания: болезненные и активные схватки при раскрытии шейки матки не менее четырех сантиметров.
У первородящей беременной средняя продолжительность родов - 12−14 часов, у повторнородящих — 10−12 часов. Женщина лежит в предродовой палате, за ней наблюдают акушерки и врачи. Они, как и сама женщина, оценивают болезненность схваток по 10-балльной шкале. В зависимости от ситуации принимают решение об обезболивании.
Если схватки идут так себе, регионарная анестезия их еще больше ослабит - и это ничем хорошим не закончится.
— А если беременная сама хочет, чтобы ввели обезболивающее и просто попросит врача…
— Все беременные в ожидании родов хотят анестезию. Это естественное желание. Если ей действительно больно и она хочет — сделают.
Но обезболить можно не только за счет регионарной анестезии. Массаж, прыжки на резиновых мячах, банальные спазмолитики тоже помогают.
— Много сегодня беременных, использующих регионарную анестезию при родах?
— По нашему роддому — до 10% женщин при естественных родах. При кесаревом сечении во время плановых операций мы делаем регионарную анестезию до 88% пациенток. Женщина при ней остается в сознании. Если роды начались и экстренно понадобилось кесарево, то тогда чаще всего прибегаем к общему наркозу.
— А что если женщина без показаний попросит сделать ей кесарево?
— В Колумбии и Венесуэле кесарево делают 80−90% беременных. Для этого у них одно показание — желание женщины. У нас такого нет. Должны быть веские основания, ситуация, когда женщина действительно не может родить сама.
«До беременности нужно сходить даже к стоматологу»
— Как вы относитесь к партнерским родам?
— Положительно. И у нас такие роды выбирают все чаще. Они важны для женщины, которая никогда не рожала. Муж, которого она любит и которому доверяет, в таком случае создает очень хороший психоэмоциональный фон.
— А к родам дома?
— В родах дома есть только один хороший момент — домашняя обстановка. На этом положительное заканчивается. Роды — процесс непредсказуемый, а ставки очень высоки: женщина может погибнуть или потерять ребенка. К счастью, это случается редко. Но опять-таки, как во время родов дома проконтролировать состояние ребенка?