Одно из занятий по подготовке руки к письму.
Цель: познавательная: формирование и развитие внимания, зрительной памяти, мышления; формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умение слушать инструкцию взрослого, развитие самоконтроля и самооценки).
Развивающая: развитие речи и мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать; развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, глазомера и мелких мышц кисти руки); зрительно-моторной интеграции; развитие пространственной ориентировки.
Воспитывающая: формирование позитивной «Я-концепции»; развитие мотивации учебной деятельности.
Оборудование: магнитная доска, листы бумаги (нелинованная и в клеточку), карандаши (простой и набор цветных), картинки с изображение животных, 2 набора пуговиц, листы с заданиями.
Ход занятия.
1.Мозговая гимнастика.
Цель: способствовать улучшению мозговой деятельности.
Стимулирует мыслительные процессы.
Упражнение «Качание головой» - расслабить плечи, уронить голову вперед. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц.
Упражнение «Ленивые восьмёрки» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, а затем повторить это упражнение одновременно двумя руками.
Упражнение «Шапка размышлений» - дети должны «мягко завернуть уши» от верхней точки до мочки уха три раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
2.Разминка.
Цель: создание у детей определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно (вопросы, включенные в разминку, достаточно простые, рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции).
- Как называются эти места? – где нас лечат? – где хранят автомобили? – где на время дают почитать книги? – как называется место где учат детей?
А тему нашего сегодняшнего занятия вы определите сами, если правильно дадите ответ на следующий вопрос: Где работают клоуны?
3.Основная часть.
Цель: тренировка психических механизмов, лежащих в основе зрительной памяти, внимания, зрительного восприятия.
1 задание. «Собери разрезную картинку» и найди отличия.
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, учить синтезировать.
Смотреть приложение №1.
2 задание. «Пришиваем пуговицы»
Цель: развивать внимание, зрительную память, пространственную ориентировку.
Инструкция: возьмите по одному комплекту пуговиц, один из детей приложит несколько пуговиц на своего клоуна. Другой ребёнок внимательно смотрит, запоминает расположение пуговиц. По сигналу пуговицы на первом клоуне закрываются. Второй ребенок берет свой комплект пуговиц и выкладывает на своего клоуна, так как было на первом клоуне.
Проверка правильности выполнения задания, открывается первый клоун и сравнивается со вторым клоуном, выявляются допущенные ошибки. Задание можно выполнить 2-3 раза.
А теперь помогите клоуну выполнить задание, слушайте внимательно, задание будет говориться только один раз.
Цель: развивать произвольное внимание и память, закрепить правильное положение листа при рисовании, положение пальцев на карандаше, направления движения слева направо
«Нарисуй 8 кружков и раскрась синим карандашом, второй кружок слева».
А теперь попробуем оценить свою работу. Что было нужно нарисовать? Повторение педагогом инструкции. Ставим плюсик за то, что правильно нарисовали геометрические фигуры, если запомнили количество геометрических фигур – еще один плюсик. Если правильно выбрали цвет – добавляем еще один плюсик. Если раскрасили только второй кружок – ставим плюс.
Оцените аккуратность выполнения, если считаете, что аккуратно – плюс.
А еще вы можете поставить плюс за то, что все фигуры вошли у вас в один ряд – значит, вы научились планировать свою работу. Замечательно!
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание.
Помогите клоуну найти, его тень. Какая тень ему принадлежит?
Смотреть приложение №2.
Цель: развивать внимание.
Следующее задание нужно помочь клоуну, найти все цифры от 1 до 10, 10 до 1 (разный шрифт, размер).
Смотреть приложение №3.
Цель: развивать устойчивость внимания.
Узнай, на каком инструменте играет каждый из клоунов.
Смотреть приложение №4.
Цель: развитие зрительной памяти.
В цирке кроме клоунов работаю еще и дрессировщики. Проводится игра «Кого не стало?
Смотреть приложение №5.
4.Веселая переменка.
Цель: развивать двигательную сферу и пространственную ориентировку детей.
Инструкция: выполнять движения только при словах «клоун, клоун покажи правый глаз (левый глаз)
Клоун, клоун покажи правый глаз
Левую руку поставь на пояс
Клоун, клоун топни левой ногой
Клоун, клоун, правой рукой покажи левый глаз
В цирке есть заяц – гонщик «Соедини по точкам»
Смотреть приложение №7.
Раскрасьте красным карандашом, шарик, который находится – слева, раскрасьте зеленым карандашом шарик – справа.
Смотреть приложение №8.
5.Штриховка.
Цель: развитие зрительного восприятия, мелких мышц пальцев и кисти руки ребенка, развитие зрительно-моторной координации.
Смотреть приложение №10.
Штриховка «Слон»
Цель: развитие зрительного восприятия, глазомера, зрительно-моторной координации.
Инструкция: выполните штриховку, не забывайте, что линии должны быть ровными, не выходящие за контур, на одинаковом расстоянии друг от друга.
А теперь отметим на нашей лесенки, где мы находимся: правильность выполнения задания, аккуратность, точность и т.д
Смотреть приложение №9.
6.Рефлесия.
Что получилось?
Что было интересным? Какое задание было интересно выполнять.
Приложение.