Найти тему
БАГАЖЪ

Корпорации в кинофантастике: неоднозначное зло

Ни одна история о борьбе Добра со Злом не может обойтись без противостояния антагониста и протагониста. Найти внятного злодея — задача нетривиальная. Но кинофантастика, похоже, решила её, когда на смену персонифицированному Кощею пришла безликая, и оттого более зловещая, корпорация.

Смотрите сами: франшиза про Чужого повествует о преступных замыслах корпорации «Вейланд-Ютани» по разведению ксеноморфов на Земле в качестве оружия. И в жертву задумке принесли десятки жизней. Полуфашистский мир «Робокопа» контролирует  корпорация Omni Consumer Products (OCP). Навсегда будь проклято имя «Кибердайн Системс», создавшей «Скайнет»! А RDA, высасывающая планету Пандора в «Аватаре»? Или международная компания Multi-National United (MNU), взявшаяся зачистить «Район №9» из одноимённого фильма? Кстати, даже не столь масштабные киноленты используют примерно ту же схему. Скажем, «Луна-44», где для обороны добычи полезных ископаемых в космосе Галактическая Горнодобывающая Корпорация использует осуждённых. Фильм снят, кстати, в 1990 году самим Роландом Эммерихом, тогда еще не достигшим культового статуса…

Припомним и корпорации Tyrell и «Уоллес» из мира «Бегущего по лезвию бритвы».

И, как апогей — фантастический сериал «Корпорация» (2016 – 2017). Земля после ряда катаклизмов потеряла ресурсы и перенаселена, абсолютная власть принадлежит корпорациям, которые безнаказанно творят, что хотят.

Можно, конечно, списать ситуацию на влияние киберпанка, где основу массы произведений составляет противостояние свободолюбивых одиночек–хакеров с корпоративным миром, но всё не так просто.

Вот, например, фильм «Зелёный сойлент» (1973), снятый по написанному и вовсе в далёком 1966 году роману Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Там описан мир 2022 года, в котором не хватает ресурсов (включая еду, перманентный кризис и перенаселённость). И единственное, что удерживает готовую рухнуть социальную конструкцию  —  корпорация «Сойлент», раздающая бесплатно питательные брикеты, но и контролирующая едва ли не все аспекты жизни. И главный герой выясняет страшное: эти брикеты делают из переработанных человеческих останков, то есть всё человечество стало людоедами по прихоти корпорации.

Возможно, тема обезличенного зла является реакцией массовой культуры на Вторую мировую войну и, в частности, на гитлеровский нацизм, который поставил уничтожение на промышленную основу, упорядочил его и лишил и жертв, и палачей человеческих качеств. Люди превратились в биомассу, разве что одна её часть стала отдавать приказы и угнетать/уничтожать, а вторая – выполнять приказ и уничтожаться.

Впрочем, не зря в современном мире столь популярна концепция Инь-Ян, с её присутствием вещей друг в друге и диалектическим синтезом/противостоянием.

Так, во Вселенной «Обители зла», корпорация Umbrella стала виновницей зомби-апокалипсиса, но она же породила и защитницу человечества Элис, столь блистательно сыгранную Милой Йовович. Да и выше упоминавшаяся OCP, создав «Робокопа», сделала большую услугу не только Детройту, но и всему населению Земли.

А два супергероя Marvel и вовсе черпают свои возможности в возглавляемых ими корпорациях. И если Бэтмен, он же миллиардер Брюс Уэйн, не так явно связан с корпоративным миром, то Тони — «Железный человек»- Старк – плоть от плоти его. И именно наличие денег и высоких технологий под рукой позволяют Старку стать супергероем, а не просто топ-менеджером и олигархом.

Внимательный читатель заметит, что текст написан на иностранном материале. А что же отечественная кинофантастика, спросите Вы?  Отвечаем:  российские киноделы выпускают так мало фантастического кино, что его количество можно посчитать по пальцам одной руки оператора  циркульной пилы. Так что говорить о каких-либо тенденциях крайне затруднительно. Разве что, «охаивая» Голливуд, российские киношники беззастенчиво заимствуют его приёмы и ходы.

Автор: Константин Барановский

Гуманитарный технолог. Управляющий партнёр консалтинговой группы «Консильери». Главный редактор сайта деловой информации "Бизнеспортал"