С момента основания перед Израилем стоит большая проблема: что делать с палестинцами,
которые хотят вернуться в те районы Израиля, где они жили до 1948 года.
Группа палестинских активистов начала кампанию по возвращению на родину, которая продлится 45 дней. В прошлую пятницу была лишь прелюдия, которая стала самым кровопролитным днем в Газе после окончания войны в 2014 году. Погибло 16 палестинцев и сотни получили ранения.
Основатель движения – Иссам Хаммад, 52-летний директор компании по продаже медицинского оборудования. Он также является и заместителем председателя Международного Комитета. 15 мая миллионы палестинцев из соседних с Израилем стран подойдут к его границе, чтобы ее пересечь. Обращаясь к мировой общественности, Хаммад говорит: «Мне нужны только три бутерброда и бутылка воды, чтобы дойти до дома. Либо мы будем жить, либо умрем по пути " (источник: Гил Ярон, «Die Welt»).
Новая стратегия, провозглашаемая Хаммадом, создает для Израиля дипломатическую и моральную дилемму: если бы еврейское государство разрешило палестинцам въехать, оно бы проиграло. Если оно остановит их силой, то его позиции на международном уровне будут несостоятельны.
Израиль утверждает, что за Комитетом стоит исламистская организация ХАМАС, которая пытается использовать мирный протест в качестве прикрытия для террористических акций. Члены ХАМАС входят в состав Комитета и вложили в движение десять миллионов долларов.
«Я был на последних местных выборах в Газе как представитель независимой партии. Все знают, что я не ХАМАС и не ФАТХ. Организация финансировалась пожертвованиями, которые составили 220 000 долларов. Суммы, о которых говорит Израиль, сильно завышены», - возразил Хаммад.
Хаммад подчеркнул, что Марш – не вооруженное сопротивление. Он отрицает также утверждение о том, что в пятницу палестинцы стреляли в израильских солдат и размещали взрывные устройства: некоторые палестинцы бросали камни в израильских солдат, которые затем открыли по ним огонь.
Как может продолжать существовать Израиль, когда беженцы вернутся домой? – задал вопрос журналист.
«Это не моя проблема. Я не должен принимать решения за государство Израиль. Я готов принять израильское гражданство, но настаиваю на немедленном возвращении – согласен Израиль или нет», – ответил Хаммад.
Право на возвращение является одним из самых больных вопросов ближневосточного конфликта. В год основания Израиля (1948) около 750 000 палестинцев бежали или были изгнаны из страны. Около 250 000 человек достигли сектора Газа, утроив свое население. Сегодня в Газе проживает около 1,2 миллиона признанных беженцев. А число палестинских беженцев во всем мире Хаммад оценивает примерно в пять миллионов человек.
Для Израиля же требование получить миллионы враждебных арабов на своей территории звучит как приглашение к национальному самоубийству.
Около 30 000 палестинцев ответили в пятницу на призыв к протесту. Хаммад ожидает, что еще миллионы присоединятся к «Маршу возвращения» до мая.
«В течение 70 лет Израиль держит нас в паровом котле. Теперь игра подходит к концу. Либо Израиль позволяет нам идти домой, либо начинается Третья мировая война», – с уверенностью заявил лидер движения протеста.