Найти в Дзене
Я.ФОТОГРАФ

21 совет как сделать кадр неотразимым. часть 1

Оглавление

Вы наверняка не раз задумывались над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?

Одной из причин, по которой одни снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством композиции кадра.

Тема нашего с вами разговора - основы композиции в фотографии, причем она настолько объемная, что для удобства восприятия, разделим её на несколько частей.

Всем известная крылатая фраза гласит:

Правила созданы для того, чтобы их нарушать.

Но не зная правил построения кадра — мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.

Начнем с определения.

Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.

Совет №1 — Используйте правило золотого сечения и правило третей.

О правиле золотого сечения вы можете прочитать в статье "Правило золотого сечения. Семь интересных фактов, о которых вы, возможно, не знали". Правило третей подробно разобрано в статье "Сделай свои фотографии интересными и привлекательными. Правило третей.".

Здесь же вкратце вспомним что означают эти правила.

Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.

Правило третей в фотографии
Правило третей в фотографии

Самые эффектные зоны находятся в точках  пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.

Автор изображения —  Artem Yankovsky
Автор изображения —  Artem Yankovsky

Если расположить линию горизонта по одной из этих линий, то кадр будет смотреться гармоничней.

Автор — Francis Gagnon
Автор — Francis Gagnon

Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.

Автор — Caras Ionut
Автор — Caras Ionut

В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.

Совет №2 — Геометрическая композиция.

Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг.

Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции.

Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.

Автор — Steve (Maxx) Landeros
Автор — Steve (Maxx) Landeros

Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.

Автор — Garry Schlatter
Автор — Garry Schlatter

Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.

Автор — Nadya Chudina
Автор — Nadya Chudina

Совет №3 – перспектива, выделение пространством.

Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.

Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.
Автор — Gary McParland
Автор — Gary McParland

Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона — использование максимально открытой диафрагмы.

Совет №4 — Тональная перспектива .

Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета.

Автор — Martin Rak
Автор — Martin Rak

Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.

Совет №5 – Цветовая композиция.

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.

Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.

Автор — Dave Williams
Автор — Dave Williams

Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.

Автор — David Mould
Автор — David Mould

Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя.

Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии.

Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.

Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться.

Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.

Совет №6 – Черно-белая фотография.

Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемнее черного.

На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.

На этом эффекте основана следующая иллюзия:

На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире.

Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.

Совет №7 – Используйте правило диагоналей.

В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра.

Как это сделать, спросите вы?

Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.

Автор — David Nightingale
Автор — David Nightingale

Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий.

Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.
Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.

Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием и умиротворением.

-15

Тема «композиция в фотографии» практически бесконечная, поэтому продолжим говорить о ней в следующий раз.

Использованы фотографии с сайта 500px.com