Строительство канала, соединившего Онежское озеро с Белым морем, было одним из масштабных проектов I советской пятилетки. Еще Петр Первый говорил что между Белым и Балтийским морем нужна коммуникация. В то время не было нужных технологий и суда перетаскивались в ручную по суше.
В 1931 году Советское правительство понимая важность сообщения между Балтийским и Белым морем издалет приказ на разработку проекта, через месяц он был представлен хотя работы постройки уже велись. Данная стройка не входит в "Великие коммунистические стройки". Так как страна проходила индустриализацию то техники вообще как таковой не было. Но был ГУЛАГ, если нужен был инженер ему спекулировали дело и отправляли на Беломор канал. Все делалось в ручную, были только кирки, ломы и лопаты. Тачки делали сами. Было на Беломорской стройке выражение, в котором говорилось, что сначала свали дерево и из него делай все что нужно. Деревья валились в ручную, если кому не понятно, то заключенный раскачивали дерево пока оно не сломается. А ещё заключённых красиво переименовали в заключённых каналоармейцев, попросту з/к. В работах принимали участие не только мужчины, но и женщины. Канал не рылся в ровном поле как могут подумать немногие, это была связь многочисленных озер, на благо Карелия этим располагает. В итоге заключенные своим непосильным трудом за 20 месяцев возвели канал.Работали там в среднем больше 100 тысяч человек. За месяц принудительного труда крепкий мужчина превращался в скелет. Кормят в таких местах как мы все знаем не очень хорошо(в некоторых источниках указано что на пропитание з/к повлиял так называемый "голод" вызванный засухой). Утром подавали варенный ячмень, через 10 часов работы давали водоросли и немного хлеба, отличившимся полагались надбавки. Жили в бараках которые были наспех сколочены из еловых досок. Ни о каком тепле в этих лачугах не может быть и речи. Буржуйка согревала только тех кто был совсем радом с ней. На стройке было вычерпано земли объем которой равен 7 пирамидам Хеопса. Прорыты каналы длиной от 38 до 48 километров.По предварительным данным погибло минимум 12 тысяч человек, но кто то утверждает что больше 50 тысяч человек. Хоронили людей вдоль канала, это были целые кладбища. Вся длина сообщения составлял около 227 км. В некоторых местах это была сплошная твердая порода которую убирали кирками и ломами. Для того что бы поднять корабль на определенный уровень воды шлюз затоплялся. На первых 6-7 шлюзах уровень воды повышался на 70 метров. В 1933 году канал открыли. Шлюзы выдержали. Это было удивительно ведь они были сколочены из дерева. Сталин был расстроен. Канал был узок и неглубок. Средняя ширина 35 метров, а глубина чуть больше 3,5 метров. Это не позволяло переправлять большие суда.Сам же канал создавался для переправки мелких и средних военных судов. Их осадка была гораздо больше. Приходилось транспортировать некоторые из них погрузив их баржи. Во время войны Беломор канал бомбили. Но при подходе к Ленинграду ,шлюзы были взорваны так как объект стратегического назначения не должен был достатся врагу. После войны канал прошел электрофикацию, а в 70-х годах углубили и начали активно использовать.
Всем спасибо за внимание!
Делитесь статьей с друзьями и подписывайтесь на канал.
И не забывайте ставить пальцы вверх