Найти тему
Cinémot / Кинослово

Как снять крутое видео на iPhone

Спорим, ты смотришь на видеоблогеров с завистью и думаешь про себя: «Почему эти засранцы так популярны, а я нет»? Или видишь ролик, который смонтировал друг после путешествия и считаешь, что сделал бы круче? Если я прав, то эта статья для тебя.

Мне кажется, совершенно не важно на что снимать видео, главное, чтобы тебя вставляло. Свое первое видео я сделал в 14 лет. Помню это лето 2002-го, мы с мамой пошли в Эльдорадо и купили обычную кассетную камеру, у которой даже выдвижного экрана не было, только черно-белый видоискатель. Сейчас я бы послал подальше продавца, втюхавшего этот нелепый агрегат, но тогда я открывал для себя новый таинственный мир home-видео.

Моя первая камера Panasonic NV-RZ 10
Моя первая камера Panasonic NV-RZ 10

Каждое лето я ездил к бабушке в Украину, где мы с двоюродными братом и сестрой изобретали новые развлечения. В том году мы стали кинематографистами. Я придумывал сюжеты, сестра играла, а брат помогал снимать и монтировать. Мы подключали к кассетному видеомагнитофону камеру и аудиоплеер, брат паял специальные провода, чтобы свести видео и звук в одну картинку. Это было дико неудобно, приходилось снимать все с одного дубля, а если не получалось — перематывать и записывать поверх. Сестра рисовала титры на бумаге, я записывал их на камеру и выводил при помощи специальной функции на камере. Не важно, каков был результат, ведь мы испытали те же чувства, что и Тарантино при создании своих шедевров.

Через десять лет мне уже доверили японский камкодер стоимостью пол ляма, на который я снял первые кадры для полнометражного фильма. Я работал тогда одновременно ассистентом оператора и режиссера, а после устроился на образовательный телерадиоканал. За три года я возненавидел тяжелую бандуру, с которой приходилось таскаться на репортажи в паре с восьмикилограмовым штативом. Помню, с какой завистью я смотрел на операторов с зеркальными камерами Canon Mark II, стремительно захватывающими российский рынок. Но даже они через пару лет уступили место портативным беззеркальным камерам типа Sony a7. И сейчас для документальной съемки я выбрал легкую и удобную Sony a 6000, которая легко помещается в рюкзак.

-3

А вообще, чтобы снять свое первое кино, тебе даже фотоаппарат не нужен — хватит айфона и нескольких базовых операторских навыков. Большинство престижных кинофестивалей авторского кино имеют отдельную номинацию для фильмов, снятых полностью на смартфон (посмотри, например, «Мандарин» Шона Бейкера). Конечно, профессиональные операторы обвешивают телефон специальными примочками, оптикой, устанавливают платные приложения, используют стабилизаторы и т.д. Однако есть несколько простых правил и наблюдений, которые я усвоил за время работы с видеоконтентом.

Правило № 1. Держи телефон горизонтально.

Сердце обливается кровью, когда видишь людей, снимающих вертикальные видео. Ведь они тем самым лишают зрителя обзора, привычного человеческому глазу. Самые крутые и дорогие киношные форматы — широкоэкранные. Даже если на обычное видео наложить эффект каше оно будет выглядеть солиднее. Телефон можно не переворачивать только в двух случаях: если снимаешь сторис для инстаграмма, либо намеренно делаешь вертикальное видео в качестве приема. Например, мы вставляем в наш влог вертикальные видео со сториз, чтобы сделать контент живее, придать ему эффект блога. Нужно обязательно размыть такое видео по краям, чтобы вписать его в привычный формат 16:9. Если же ты все время забываешь перевернуть телефон, то установи приложение Horizon Camera.

Кстати, я заметил, что культура вертикального просмотра видео на смартфоне и широкое распространение сторис кардинально меняют правила игры. Например, появляются фестивали вертикального видео, а во многих публичных местах плазмы вешают вертикально и это не рвет мозг как раньше. Но это не отменят Правила № 1, побереги глаза зрителей, пожалуйста.

Правило № 2. Не снимай против света.

Это очень простое правило, которое мы знаем с детства, но всегда забываем. Нельзя сделать хорошую картинку, если у тебя герой стоит на фоне солнца или другого яркого источника света. Важно, чтобы лицо было освещено больше всего. Не стесняйся переставлять героя. И не забывай, что слишком яркое солнце нужно затенять, чтобы оно не слепило героя. В таких случаях используют фростраму — специальную конструкцию из ткани и каркаса. Если рядом ничего подобного нет, то можно сделать её из подручных средств. Когда мы снимали директора Тамбовского сахарного завода на крыше огромной цистерны, то мои ребятки-операторы быстро соорудили фростраму из штативов и халатов. Со стороны это смотрелось забавно, но ведь клиенту важен результат, а не процесс.

На съемках корпоративного ролика для компании РУСАГРО
На съемках корпоративного ролика для компании РУСАГРО

Правило № 3. Стабилизируй это.

Вцепись в телефон двумя руками, носи с собой постоянно миниатюрный штатив, а лучше купи электронный стедикам для айфона. Чем меньше трясется картинка, тем лучше, если ты не снимаешь ремейк «Монстро» или «Мертвых дочерей», конечно.

Правило № 4. Главное — это лицо.

Так получилось, что в мире кино всё строится вокруг человеческого лица. Благодаря эмоциям, мимике и словам мы получаем большую часть информации. Именно поэтому у фильмов а-ля «National Geographic» всегда будет меньше просмотров, чем у «Титаника». Человек хочет смотреть на подобных себе. Поэтому главный акцент должен быть всегда на лице твоего героя — свет, естественный тон кожи, композиция и т.д.

-5

Правило № 5. Используй правило третей.

В телефоне и на фотоаппарате можно включить такую сеточку, которая делит экран на 9 прямоугольников. Если ты не знаешь как построить красивую композицию, то просто расположи объект на месте пересечения линий или посередине между ними. В идеале, если уровень глаз будет находится на верхней горизонтальной линии, а нос на вертикальной (правой или левой, в зависимости от того, где по кадру находится объект). Однако здесь тоже есть куча нюансов, и когда тебе надоест использовать правило третей – нарушай его (подробнее об этом написано здесь).

Кадр из фильма «Игры в темноте»
Кадр из фильма «Игры в темноте»

Правило № 6. Соблюдай правило 180 градусов.

В кино есть понятие «восьмерки», это когда два персонажа общаются друг с другом и их лица поочередно показываются на экране. Фишка в том, что их обычно снимают только с одной стороны, чтобы зритель понимал где они находятся относительно друг друга. Согласно правилу 180 градусов нужно прочертить воображаемую ось между лицами героев и снимать их только с одной стороны, не пересекая эту ось. Сначала прогоняют реплики на общем плане, затем каждого персонажа по отдельности, в итоге на монтаже все складывается очень хорошо. Если ты нарушишь правило и перейдешь за линию, то на монтаже у тебя два персонажа будут смотреть в одну сторону, пространство разрушиться и зритель не поймет что и где происходит. Это правило касается не только съемки диалогов, но и всего остального. В любой ситуации старайся делить помещение пополам, в зависимости где находится твой герой, и снимать только на одной половине. Если до сих пор не понятно о чем идет речь — глянь это видео.

-7

Правило № 7. Мысли монтажно.

Главная проблема, с которой сталкивается любой новичок — наснимал так, что невозможно смонтировать. С этим можно очень легко разобраться, если взять на вооружение правило чередования крупностей планов. Согласно этому правилу нельзя монтировать друг с другом два близких по крупности плана. За исключением деталей и дальних планов — они хорошо монтируются со своими соседями (крупным и общим планами соответственно). Наглядно это правило представлено на схеме, где стрелочками показаны варианты сочетаемости планов.

-8

Правило № 8. Думай о звуке.

Самое больное место для любого начинающего фильмейкера — это звук. Про него постоянно забывают, хотя именно от звука зависит половина успеха фильма. Хороший звук добавит атмосферности и может спасти провальный проект, а плохой звук убьет даже самые шедевральные кадры. В рамках одной статьи невозможно описать все премудрости работы со звуком, но я поделюсь одним секретом. Когда нет звукооператора я записываю звук на три микрофона, чтобы не было факапов. Первый — это пушка на фотоаппарате. Второй — рекордер Zoom. Третий — петлички, которые я использую в паре с айфоном. Старый айфон отлично справляется с функцией рекордера. Достаточно к нему подключить специальный микрофон для смартфонов (я ипользую Boya BY-LM10) и установить приложение Voice Record (оно бесплатно и позволяет регулировать уровень сигнала). Готовый звук я скидываю на Google Disk и потом легко синхронизирую в Final Cut Pro X. В итоге у меня есть три независимые дорожки, которые подстраховывают друг друга на случай, если где-то будет косяк. Конечно, можно использовать радиопетли и подключить их к Zoom-у, но это более громоздкая и нестабильная конструкция, требующая времени на настройку.

Правило № 9. Используй приложения.

Главная фишка айфона в том, что на него можно установить кучу крутых киношных приложений. Про Voice Record я писал выше, второе по частоте использования – ProMovie. Это приложение позволяет тонко настраивать камеру айфона, выставлять Frame Rate, изменять экспозицию, баланс белого и т.д. Еще одно моё любимое приложение — 8mm Vintage Camera, оно превращает айфон в старую восьмимиллиметровую камеру с набором разных фильтров. Кстати, на него режиссер Малик Бенджеллуль снял пару кадров для крутой документалки «В поисках сахарного человека». Еще один прикольный эмулятор – VHS Cam, он имитирует старые добрые кассетные видеокамеры. Можешь посмотреть мою короткометражку, чтобы увидеть его возможности.

И последнее моё любимо приложение – Cameo, это простенькая и стильная монтажная программа от создателей сервиса Vimeo. На ней можно достаточно быстро и приятно смонтировать мобильное видео и подобрать к нему классную музыку.

Правило № 10. Экспериментируй.

Не бойся пробовать новые штуки. Иногда даже самые обычные вещи могут привести к неожиданному результату. Так, например, моя знакомая девушка-оператор на съемках клипа вытащила из сумочки причудливые кристаллы и стала вертеть ими перед объективом. В результате получилась волшебная картинка, которую многие принимают за монтажный эффект (клип можно посмотреть здесь). Другой пример — сломанная камера на моем пятом айфоне. Я не знаю, что с ней произошло, но она стала выдавать отменный глитч, который невозможно контролировать. Мы с моим другом оператором решили сделать ролик, в котором совместили эту камеру айфона и обычный Sony 7s. Когда люди видят получившееся видео, то многие просят контакты монтажера, «создавшего» такой необычный эффект. Знали бы они, как все на самом деле просто.

Не бойся экспериментировать, снимай крутое видео, а если нужна помощь, то приходи к нам в агентство на бесплатную консультацию.

Записаться можно здесь: faldinmedia.ru

FALDINMEDIA: Рекламное агентство 21 века
FALDINMEDIA: Рекламное агентство 21 века

FALDINMEDIA в социальных сетях:

VK: https://vk.com/faldinmedia
FB:
https://fb.me/faldinmedia
IG:
http://instagram.com/faldinmedia