Поговорили с Dayruin о состоянии СНГ-сцены League of Legends, его тренерском опыте, а также о переходе в Gwent.
– CrowCrowd ты представляешь как игрок в Gwent. Давно ли ты начал в него играть и почему ушёл из LoL?
– В Gwent я играю примерно с середины января, пару месяцев всего, по факту не достиг никаких результатов. Взял одну колоду и на ней просто играл, чтобы взять определённый рейтинг. Однажды мне написал владелец CrowCrowd и сказал, что заинтересован в том, чтобы я представлял организацию в этой дисциплине. Мы обсудили условия, я согласился.
Создание состава по Лиге легенд мы не обсуждали. К тому же, мне не интересно собирать с нуля новую команду, отстраивать это всё. Для меня Лига легенд это то, где я пробыл восемь лет, где я попробовал всё возможное. Сейчас она мне интересна лишь как спорт, за которым я могу наблюдать. Хотя, если мне сделают интересное и конкретное предложение о работе, то возможно я пойду на это. Зависит от жизненной ситуации. Но тут тоже не всё так просто.
Например, перед LCL у меня было лишь одно предложение, учитывая то, что я открыто заявлял у себя в группе, что я являюсь свободным агентом. Это предложение было от Likkrit, а его, как известно, забанили. Собиралась новая команда из Likkrit, Smurf, VincentVega, Marker, Zanzarah и меня на позиции тренера. Но когда Likkrit забанили, им пришлось взять SaNTaS и Kreox, других вариантов, кроме как взять Му, который был уже с ними в стаке, не оставалось. Поэтому я не в обиде за это решение. Но факт в том, что больше из LCL мне никто не сделал предложение.
– Но Likkrit в своём интервью говорил, что у него не хватало бюджета на тренера и аналитика.
– На меня денег хватало. А с бюджетами там следующая ситуация получилась.
У него была идея взять аналитика из Европы, именно такого, которого ему хотелось. По бюджету у него была ситуация, когда он мог согласиться на очень хорошие деньги. Но он решил подождать и найти предложение получше. А в этот момент состоялся так называемый «круглый стол», в рамках которого все организации LCL решили сильно урезать зарплаты игроков.
Единственные, кто этого не сделал, были Gambit, которые уже подписали на тот момент состав. Насколько я знаю, владелец команды был не особо рад этому.
Хотя получается, что в отличие от других они поступили правильно по отношению к игрокам.
– Что это был за круглый стол?
– В любом LCL сезоне есть бюджет на зарплаты игрокам, буткемпы и так далее, предоставляемый Riot. С точки зрения Riot России, ничего плохого в том, что они сократили бюджет на этот сезон, нет. Плюс у них есть мнение, что игрокам платят достаточно, что зарплата, которую они платят – хорошие деньги для игроков. По факту Riot минимизировала бюджет и сказала: «Делайте с ним, что хотите».
Но организации и до этого не выходили в плюс, и поэтому они собрались и просто решили урезать зарплату игрокам, а также установить на них определённый лимит.
– Раз уж мы коснулись этой темы. Что ты думаешь о ситуации с Likkrit и Riot?
– Для меня эта ситуация выглядит как то, что происходило перед летним сплитом, когда он на стриме сгорел и получил бан на несколько игр. Тем самым он сделал плохо и себе, и своей команде.
– Что там была за ситуация?
– Я сам не видел, но знаю, что стрим был до поздней ночи. У него испортилось настроение, и он начал открыто флеймить. Появились топики на reddit, был мини-скандал, после чего его забанили на несколько игр в новом сплите. Нам пришлось играть с заменой.
Он был одним из самых любимых игроков в СНГ, очевидно, из-за этого его сильно ненавидели. После выступления на Чемпионате мира он стал самым медийным игроком.
Это, наверное, развязывало ему руки. Он хотел продвигать справедливость, как ему казалось. Не всё, что он сказал на том стриме, было правдой, так как у него была не полная информация. То, что Likkrit это сделал, с точки зрения игрока, который находится в лиге и взял на себя большую ответственность – это не правильно. С точки зрения того, что это Likkrit – ожидаемо.
– А с твоей точки зрения, как человека из комьюнити?
– Я всегда считал, что скажешь ты что-то или нет, это ничего не изменит. Открывать рот, будучи на СНГ-сцене, зачастую больше привлекает к тебе негатива, чем позитива.
– Кирилл говорил, что специально просил людей не конфликтовать с Riot из-за него. Ты был готов вписаться?
– Можно поднять любой шум, но решение Riot не изменится. Я не помню ни одно случая, когда бы с игрока снимали бан. В СНГ такого бы не случилось. В итоге принесло бы больше ущерба, чем пользы.
Основная проблема СНГ-сцены в количестве зрителей и возможности монетизации. Здесь организациям сложно получать деньги с медийки, которые они затем смогут реинвестировать в команду.
Например, в CS:GO и Dota2, насколько я знаю, много денег приходит из букмекерских контор, а в LoL это запрещено. Это инициатива главного офиса.
– Почему, на твой взгляд, LoL настолько проигрывает в СНГ Dota2 и CS:GO?
– Когда Riot заходили на рынок СНГ, они сделали несколько ошибок. Я слышал, что была возможность привлечь v1lat, который бы согласился. За ним бы в игру пришла огромная аудитория. Но по каким-то причинам этого не произошло. Да и в целом становление российского офиса Riot прошло не очень гладко. Когда они хоть как-то стали функционировать, много было упущено.
Ещё было ошибкой за основу брать формат университетских лиг, насколько знаю, это успешно лишь в Америке. Это идея была Крайнова, зачем он это сделал, я не знаю.
На тот момент был starladder, не лучшая лига, которая могла бы быть. Многие вопросы решались судьями, которые часто на регламент клали ***. Riot захотели развивать ещё одну лигу, когда первая была не очень. Не проще было бы развить одну лигу, а затем браться за другие?
– Тебе больше нравилось тренировать или играть в LoL?
– Я не могу сказать, что что-то нравилось больше. Могу рассказать, чего хотелось бы попробовать. Я бы не отказался побыть на месте Lodik в этом сплите. Команда сформирована, мета предрасполагает к тому, чтобы играть вокруг AD, который не бесполезный кусок дерьма, как это было пару лет назад. Можно себя проявить и получать удовольствие от соревновательных игр.
С работой тренера тоже не всё так однозначно. Сегодня эта должность не имеет грамотно сформулированных, конкретных обязанностей. Большинство команд, когда нанимают его, ставят лишь одну задачу – наладить тренировочный процесс команды. Если моя речь порой очень абстрактна, то тут просто апогей абстрактности какой-то. Что тренер должен сделать? Зачастую ему даже не дают достаточного количества возможностей. О них не думают заранее.
Мой тренерский опыт тоже был специфичным. Когда я пришёл на эту позицию в М19, команда уже была топ-5-8 мира. Я не очень понимал, как себя позиционировать. Есть мнение, и я его часто слышу, что тренер должен давить свою линию до конца. Я с этим не согласен. В тупости и упорстве нет плюсов для развития команды. Надо уметь признавать ошибки, где-то уступать, а не стоять на месте. Если бы у меня был такой тренер, то, как игрок, я бы очень злился на него. Других это тоже бы бесило, как мне кажется.
Всем было понятно, что даже если я поставлю себя на первую позицию, то толку от этого не будет. С Likkrit можно работать или сообща, или не работать вообще. И это не то, что нужно ломать, а то, что нужно принять. Иначе будет кромешный ******. У меня получалось. Мы находили общий язык. У нас получился рабочий треугольник. Был PvPStejos – капитан команды, который на тот момент немного не понимал, что происходит и как это работает. Был Кирилл, со всеми его заморочками, и был я. Нужно было найти баланс. Сначала это вообще не получалось. Когда мы поехали в Польшу, пара моих манёвров пошли команде в плюс, мы начали выигрывать. А затем мы проиграли полуфинал. Как говорил сам Стажёр, вина на нём, я с этим согласен.
– Ты сказал, что он не понимал, что происходит. Расскажи поподробнее об этом.
– Как мне казалось, когда я пришёл в команду, Стажёру нравился подход, когда у команды должен быть тренер, который ведёт её за собой. Он пытался быть послушным, перестроиться в плане шот-колинга. Это выбило его из зоны комфорта, что повлекло за собой спад в его игре. Он не понимал, почему это происходит, начал расстраиваться, из-за этого не получалось ещё больше. Когда он, как капитан, потерял инициативу, то команда не знала, что ей делать. Опять же, стоит понимать, что в команде был Kira. А он год назад и сейчас, два абсолютно разных игрока.
– Кстати, а что у него с Likkrit произошло?
– Там скорее было желание играть со Стажёром, чем конфликт с Likkrit. Был момент, когда Стажёр принял решение не играть в команде, а пойти на трайауты. Kira тоже захотел это попробовать. Они прошли трайауты в Gambit. Стажёр решил перейти туда, а Kira хотел играть с ним. Вот и всё.
– Вернёмся к твоему тренерскому опыту. В чём ещё заключалась его специфичность?
– Мне понравилась работа во втором сплите с М19. Она была более понятна, хоть у меня было меньше возможностей.
Бывали моменты, когда у меня было своё видение по драфту, а у Likkrit своё. Всё пришло к тому, что в какие-то моменты драфтил я, а в какие-то он. У нас даже на буткемпе была отдельная комната, где мы с ним закрывались и очень долго говорили на эти темы. После этого приходили к общему знаменателю. В итоге получилось так, что мы хорошо работали сообща.
– Что насчёт работы в NaVi?
– Когда я пришёл в команду, это был мой тренерский дебют. Какое-то время я сидел и просто наблюдал за тем, как ребята работали с главным тренером, на тот момент DaisyX, к работе которого у меня было много вопросов. В какой-то момент я его просто сместил. С моей подачи большинством было принято решение, что он не нужен. Передо мной сразу возникла тяжёлая задача, команде нужно было выиграть шесть матчей подряд, или мы бы не прошли в плей-офф. Благодаря моим стараниям, мы выиграли все шесть нужных игр. И это, кстати, была единственная игра, которую Albus Nox Luna проиграли в том сплите.
– Когда ты понял, что предложений о работе тренером в LoL не будет, почему выбрал Gwent, а не тот же Hearthstone или вообще не ушел в доту?
– HS лагает у меня на компьютере, да и в него нужно вкладывать намного больше денег, чем в Gwent. А на счёт доты… Я уверен, что уже могу быть тренером для большинства СНГ команд, даже без понимания доты вообще.
Проблемы этих коллективов, например, в дисциплине, намного позади проблем команд LCL.
Сделать любую команду из доты лучше, чем она есть сейчас, не сложно, но я не знаком с людьми из комьюнити. А писать кому-то самому, я не считаю перспективным. Мне не интересно писать людям и себя продавать. Я никогда не буду продажником. Видел много примеров, и меня тошнит от этого.
Люди в комьюнити знают обо мне, они знают, у кого спросить. Но мне не пишут. Причин на это может быть много. Может, они думают, что я много денег запрошу. Люди не пытаются даже поговорить, не говоря уже о том, чтобы получить тренера, который имеет опыт – это их право.