Найти тему

Дети, "разбивающие" сердце

Есть понятие "профессиональное выгорание". Оно означает крайнюю усталость от работы, от непомерных требований, от тяжёлых условий, которая часто проявляется в апатии, эмоциональной чёрствости и даже цинизме. У учителей такое не редкость. Их можно понять.

Но не все выгорают. И есть рецепт. Если сместить фокус внимания с себя - любимого, уставшего, обиженного системой - на детей, которые приходят к тебе в класс каждый день и вообще на людей вокруг, то выгорать не придётся. Кто-то сказал, и фраза разлетелась: "Когда тебе плохо, посмотри на того, кому хуже". В нашей стране хуже всего детям.

Хочу рассказать о двух мальчишках, с которыми жизнь меня свела мимолётом, но мое сердце, закалённое многолетними школьными буднями, они "разбили". Оба мальчика с ОВЗ.

Костя пришёл к нам в 3 классе. Крупный, молчаливый, грустный. Каждый год - новая школа, новый город. В 3 класс поступил второй раз, поскольку программа была не освоена. На вопросы "Что? Как? Почему?" мама с папой отвечали кратко или просто мялись. В общем, информации о ребёнке ноль. Медкарты не было поначалу, поскольку люди приехали из Киева, государство другое, всякие проволочки и т.д. Всё что, родители выдали - у Кости возможен аутизм в лёгкой степени, мы лечим.

Костя, как я уже сказала, был молчалив, не улыбался, ярко выраженной мимики не было. Лицо-маска. Если говорил, то еле слышно. Читал средне, по русскому имел "трояк", по математике чистая "два". Рука не поднималась ставить "двойки", оттягивала, как могла. Дети сначала Костика шугались, потом привыкли. Ни одной попытки посмеяться, обозвать, обидеть детьми сделано не было. Вот честь им и хвала! Полгода Костя просто сидел весь день за партой, даже на перемену не выходил. С детьми не общался, но в их сторону жадно смотрел. Этот факт вызвал у меня недоумение - с аутизмом не вязалось как-то. Мы старались общаться с Костиком бережно, не давить на него, но в игры приглашать. Приглашала и к доске - выходил сначала молча, потом начал комментировать то, что пишет, полушёпотом. В классе стояла тишина, все слушали - Костя говорит! Потихоньку, полегоньку дело пошло. Однажды читали Носова - дети ржали, а Костя вдруг улыбнулся. Так незаметно, чуть губы дрогнули, но глаза потеплели. Опять думаю: нет, не аутизм.

И вот, наконец, у меня приятный шок и слёзы: в марте (!) на перемене Костик робко подошёл, держа руку как для ответа, и спросил: "А можно в буфет?" Я кивнула ошарашенно. Вернулся с булкой и другом. Ну, думаю, пошла вода горячая! Ура! Дело дошло до того, что начал выходить стихи читать Костик. Тихонько, правда, но ведь не это важно? Стали мы с логопедом и завучем маму с папой тормошить: что-то не тот диагноз, родители. В итоге мама принесла толстенную медкарту. Почитала я и ахнула: на ребёнке нет просто живого места. В полтора года на Костю упала кастрюля с кипятком. Страшные ожоги около 60% тела, болевой шок, пересадка кожи, проблема с почками. Еле выкарабкался. В два с половиной года сломал руку, в четыре года - ногу. Крайне хрупкие косточки оказались, а вес достаточно большой. Эндокринная система полетела. Наблюдался и у невролога: парез лицевого нерва. Вот откуда отсутствие мимики и невозможность говорить и улыбаться по-человечески! Представляете, это всё - на одного маленького человека. Как он это выдерживал? Какая внутренняя сила у него! У взрослых нет такой силы.

А летом мне позвонила мама Кости и сказала: "Мы уезжаем в другой город. Там будем жить и лечиться дальше". Моя первая мысль: снова у Кости новая школа, опять всё заново, а вдруг обидят, вдруг не поймут? Я сижу в отпуске, на даче и - рыдаю. У меня было ощущение, что это мой ребёнок. Прошло два года, сейчас пишу и плачу. Как он там и что с ним будет дальше?

Вадим пришёл сдавать экзамен по математике после 9-го класса. Я была организатором, находилась в аудитории. Вошёл подросток, чуть подшаркивал, немного упитан, немного сутуловат, а лицо очень приятное, но грустное. Человек находился на домашнем обучении 9 лет. Одноклассников видел 1-2 раза в год. В гости никто не приходил и Вадима не звал. Подросток-одиночка-книжная душа. Очень начитан. Но вот жизни в глазах нет, тоска. Пока экзамен не начался, хотелось разговорить его, подбодрить. Спрашиваю, какие планы дальше. Говорит: нравится биология, химия, хотел бы стать врачом. Можно поступать пока в колледж. Но шансов нет. Почему нет, спрашиваю. Мама сказала: не выдумывай, кому ты там нужен, пойдёшь в 10-й дальше математику учить. МАМА СКАЗАЛА! Я смотрю на Вадима: руки-ноги целы, голова отлично работает, знает, чего хочет, но... мама. Захотелось выйти из кабинета, найти эту маму и потрясти хорошенько: не обламывай сына, подбодри его, помоги ему! Он у тебя классный-офигенный, но ему поддержка нужна от родных людей. У него глаз гореть должен, ему всего 15 лет. А у него взгляд, как у старика. Вадим решил всё за 20 минут и ушёл. А я сижу и думаю: за что у нас дети страдают? И мне противно от бессилия собственного.

Родители дорогие! Здоровому ребёнку нужны поддержка и понимание. Ребёнку с заболеванием они нужны в тысячу раз больше. Часто от государства минимум (или ноль) помощи достаётся семьям с больными детьми. Родители и дети оставлены один на один с болезнью. Одни лекарства от 10 000 и выше чего стоят! Издевательство какое-то. Одна надежда на волонтёров и самих себя. Ребёнок не виноват, что попал в такую ситуацию. Он жить хочет, как все люди, радостно. Кроме вас, у детей никого нет. Мамы и папы, поддерживайте в своих детях радость и уверенность, даже если вам самим плакать хочется.

Ник Вуйчич - пример. Паралимпийцы - пример. Да вы и сами это знаете.

Буду рада отзывам и вашим историям. Вдруг у кого-то получилось? Мой электронный адрес annalitts71@gmail.com