Найти в Дзене
Форпост 863 | Смоленск

Смоленск, Раневская и модный спектакль «Гоп-са-са»

История театра в Смоленске насчитывает уже почти 250 лет. Она началась в 1780 году: губернатор князь Репнин в честь визита императрицы Екатерины II и австрийского кайзера Иосифа II открыл оперный дом, где царствующим особам была показана «российская комедия с хором».

Первой постановкой государственного смоленского театра стал бессмертный и вечно актуальный «Ревизор»
Первой постановкой государственного смоленского театра стал бессмертный и вечно актуальный «Ревизор»

Одним из самых непростых и в то же время ярких периодов в его истории стал послереволюционный. Уже в ноябре 1919 года, в разгар Гражданской войны, советские власти преобразовали губернский театр в государственный театр драмы и оперы. Дебютировал он спектаклем «Ревизор», да так успешно, что за следующие полгода его сыграли 67 раз. Театр тогда располагался в не сохранившемся до наших дней здании дореволюционного кинотеатра «Художественный» возле Дома книги.

В эпоху НЭПа невидимая рука рынка требовала от смоленского театра остросюжетных драм из жизни бандитов и проституток
В эпоху НЭПа невидимая рука рынка требовала от смоленского театра остросюжетных драм из жизни бандитов и проституток

А вот либеральные реформы НЭПа поставили театр в непростое положение в духе печальной памяти 90-х годов. Он, конечно, остался государственным, но был переведён на сугубую самоокупаемость. Творческому коллективу пришлось выкручиваться ради привлечения широких масс. Увы, широкие массы жаждали не классики, а чего-нибудь «жареного»: «Мурку давай!».

В итоге смоленский театр начал выдавать на-гора нескончаемый поток мощных спектаклей с говорящими названиями: «Аромат греха», «Проститутка», «Три вора», «Катя-танцовщица», «Аборт» и «Гоп-са-са». Публика была в восторге, интеллигенция — в шоке. 

Пьеса «Любовь Яровая», хит 1926 года, стала прорывом для смоленского театра 
Пьеса «Любовь Яровая», хит 1926 года, стала прорывом для смоленского театра 

Бардак прекратил в 1926 году ставший художественным руководителем режиссёр Л.И. Изольдов. Он одним из первых в республике Советов поставил суперхит «Любовь Яровая», пьесу Константина Тренёва о непростых событиях Гражданской войны в Крыму и судьбах её участников с обеих сторон. Постановка сорвала бешеный успех — заслуженно отправив на свалку репертуар о непростой жизни воров и проституток. 

Одной из причин успеха стало участие в постановке в небольшой роли горничной-спекулянтки Дуньки ещё никому не известной Фаины Раневской. Раневская сотворила с второстепенным персонажем примерно то же, что актёр Михаил Водяной — с Попандопуло, адьютантом пана атамана Грициана Таврического. В её исполнении Дунька стала по-прежнему отрицательным, но страшно ярким и колоритным персонажем — настолько, что об этом писали даже столичные газеты. Именно из Смоленска начался путь Раневской к всесоюзной славе. А фраза «Пустите Дуньку в Европу!» в её исполнении стала мемом задолго до появления бесчисленных цитат Раневской в этих наших интернетах. 

Сцена смоленского театра стала одним из самых важных этапов творческого пути Фаины Раневской
Сцена смоленского театра стала одним из самых важных этапов творческого пути Фаины Раневской

Спустя всего несколько лет смоленский театр драмы настолько окреп, что совершил немыслимое нарушение театральных традиций. Было заведено, что летом московские театры пустели — их творческие коллективы отправлялись в турне по губернским городам. Летом 1935 года смоленский областной театр драмы внезапно приехал в Москву с четырьмя спектаклями: «Мария Стюарт», «Продолжение следует», «Бойцы» и «Аристократы». Вначале скептическая, взыскательная столичная публика уже после нескольких выступлений хлынула на спектакли смолян валом и ответила им бурными овациями. По итогам гастролей Зинаиде Славяновой, художественному руководителю и режиссёру театра — первой в СССР женщине-худруку и театральном режиссёру, также ведущим актёрам театра Василию Флоренскому и Изабелле Калантар было присвоено звание заслуженных артистов РСФСР.

Триумфальные гастроли в Москве стали не последней причиной создания в Смоленске нового здания театра
Триумфальные гастроли в Москве стали не последней причиной создания в Смоленске нового здания театра

А в 1939 году смоленский театр драмы наконец получил достойное его монументальное здание в центре города, всем хорошо известное. Увы, нормальное развитие театра было прервано 22 июня 1941 года — но это уже совсем другая история.

Алексей Костенков