История театра в Смоленске насчитывает уже почти 250 лет. Она началась в 1780 году: губернатор князь Репнин в честь визита императрицы Екатерины II и австрийского кайзера Иосифа II открыл оперный дом, где царствующим особам была показана «российская комедия с хором».
Одним из самых непростых и в то же время ярких периодов в его истории стал послереволюционный. Уже в ноябре 1919 года, в разгар Гражданской войны, советские власти преобразовали губернский театр в государственный театр драмы и оперы. Дебютировал он спектаклем «Ревизор», да так успешно, что за следующие полгода его сыграли 67 раз. Театр тогда располагался в не сохранившемся до наших дней здании дореволюционного кинотеатра «Художественный» возле Дома книги.
А вот либеральные реформы НЭПа поставили театр в непростое положение в духе печальной памяти 90-х годов. Он, конечно, остался государственным, но был переведён на сугубую самоокупаемость. Творческому коллективу пришлось выкручиваться ради привлечения широких масс. Увы, широкие массы жаждали не классики, а чего-нибудь «жареного»: «Мурку давай!».
В итоге смоленский театр начал выдавать на-гора нескончаемый поток мощных спектаклей с говорящими названиями: «Аромат греха», «Проститутка», «Три вора», «Катя-танцовщица», «Аборт» и «Гоп-са-са». Публика была в восторге, интеллигенция — в шоке.
Бардак прекратил в 1926 году ставший художественным руководителем режиссёр Л.И. Изольдов. Он одним из первых в республике Советов поставил суперхит «Любовь Яровая», пьесу Константина Тренёва о непростых событиях Гражданской войны в Крыму и судьбах её участников с обеих сторон. Постановка сорвала бешеный успех — заслуженно отправив на свалку репертуар о непростой жизни воров и проституток.
Одной из причин успеха стало участие в постановке в небольшой роли горничной-спекулянтки Дуньки ещё никому не известной Фаины Раневской. Раневская сотворила с второстепенным персонажем примерно то же, что актёр Михаил Водяной — с Попандопуло, адьютантом пана атамана Грициана Таврического. В её исполнении Дунька стала по-прежнему отрицательным, но страшно ярким и колоритным персонажем — настолько, что об этом писали даже столичные газеты. Именно из Смоленска начался путь Раневской к всесоюзной славе. А фраза «Пустите Дуньку в Европу!» в её исполнении стала мемом задолго до появления бесчисленных цитат Раневской в этих наших интернетах.
Спустя всего несколько лет смоленский театр драмы настолько окреп, что совершил немыслимое нарушение театральных традиций. Было заведено, что летом московские театры пустели — их творческие коллективы отправлялись в турне по губернским городам. Летом 1935 года смоленский областной театр драмы внезапно приехал в Москву с четырьмя спектаклями: «Мария Стюарт», «Продолжение следует», «Бойцы» и «Аристократы». Вначале скептическая, взыскательная столичная публика уже после нескольких выступлений хлынула на спектакли смолян валом и ответила им бурными овациями. По итогам гастролей Зинаиде Славяновой, художественному руководителю и режиссёру театра — первой в СССР женщине-худруку и театральном режиссёру, также ведущим актёрам театра Василию Флоренскому и Изабелле Калантар было присвоено звание заслуженных артистов РСФСР.
А в 1939 году смоленский театр драмы наконец получил достойное его монументальное здание в центре города, всем хорошо известное. Увы, нормальное развитие театра было прервано 22 июня 1941 года — но это уже совсем другая история.
Алексей Костенков