Древние греки считали, что загробная жизнь не может быть счастливой. Согласно их религиозным представлениям, души умерших попадают в подземное царство бога Аида. С земной поверхности туда ведут бездонные пропасти.
Во владениях Аида нет солнечных лучей, там господствует мрак, слышны леденящие стоны. В подземном царстве протекает река Ахерон (в некоторых источниках Стикс), которая является границей мира живых и владений смерти.
Харон — перевозчик теней умерших, он переправляет их на лодке в царство мертвых.
Перевозка душ осуществлялась по строгим правилам
Отцом Харона был бог вечной тьмы Эреб, а матерью богиня ночи Никта. Неудивительно, что сын выглядел мрачно. Чаще всего перевозчика изображали стариком сурового вида, одетым в рубище. Его имя переводится как «обладающий острым взглядом». Именно это качество требовалось Харону для исполнения обязанностей. Следовало зорко следить, чтобы в царство мертвых обманным путем не проникли живые.
Не все тени покойных удостаивались перевозки. Непременным требованием было захоронение умершего в могиле с соблюдением всех погребальных обрядов. Душа непогребенного человека обрекалась на столетнее скитание по берегам рек загробного мира.
Перевозил Харон за плату в один обол. Тех, кто не имел денег, он грубо отталкивал веслом. Монету перед захоронением клали покойнику под язык или за щеку. Этот обычай долгое время сохранялся у греков и римлян и после победы христианства над язычеством. При этом мифы не дают объяснения, зачем же были нужны деньги Харону в загробном мире.
Могли ли живые попасть в царство мертвых
Мифы повествуют о смельчаках, оказавшихся во владениях Аида (по своей или чужой воле) раньше предначертанного срока. Среди них Орфей, опечаленный смертью жены Эвридики, возжелавший вернуть ее на землю. Он попросил Харона перевезти его вместе с душами мертвых, но непреклонный старик ответил отказом. Усыпить бдительность мрачного перевозчика Орфею удалось с помощью прекрасной игры на струнах золотой кифары.
Побывал в царстве мертвых и Геракл. По версии мифа, ему помог туда проникнуть Гермес. В одной из трагедий Сенеки повествуется, что Геракл отнимает шест у Харона и силой заставляет злобного старца перевезти его на другой берег. За это упущение Харон был наказан Аидом: перевозчика заковали в цепи на год. Вергилий в «Энеиде» пишет, что попасть живому в подземное царство можно с помощью золотой ветви, добытой в роще Персефоны (жены Аида). Только обратно Харон не согласится перевезти уже ни при каких условиях.
Харон в творчестве Микеланджело
Микеланджело Буонарроти — итальянский живописец, скульптор, мыслитель эпохи Возрождения. На алтарной стене Сикстинской капеллы он создал фреску «Страшный суд». Один из ее фрагментов носит название «Харон, сталкивающий грешников с лодки».
На работу Микеланджело повлиял Данте, описавший перевозчика мертвых душ в «Божественной комедии». У великого поэта свирепый старик ударами весла прогоняет из ладьи осужденных на вечные мученья.
Микеланджело изобразил Харона в нижней части фрески. Он держит весло, высоко занесенное для удара по грешникам, которые не желают покидать лодку. Черти, поджидающие на берегу, с радостью тащат их к себе, чтобы бросить в бездонную пропасть. Можно долго вглядываться в изображение, удивляться точности передачи на лицах выражения порочности в сочетании с ужасом от предстоящего вечного наказания.
Современное использование мифического образа
Российская рок-группа «Северный флот» имеет в репертуаре песню «Харон». В ней передаются терзания бога, вынужденного отвозить людские души в царство тьмы. Польская певица и композитор Анна Герман написала песню «Просьба Харону». Лирическая героиня обращается к паромщику с просьбой побыстрее отплыть, чтобы забыть мученья, связанные с неразделенной любовью.
А еще в честь Харона назван спутник Плутона. Автоматическая межпланетная станция «Новые горизонты», запущенная американцами для исследования этих двух космических объектов, несет капсулу с частью кремированных останков Клайда Томбо, астронома, открывшего Плутон. Есть на борту две американские монеты, невольно наводящие на мысль о плате паромщику за Томбо.
- E-mail для связи с редакцией: kott.media@yandex.ru
- Литература: wikipedia.org Статья по теме: Сюжет мифа «Эхо и Нарцисс» в творчестве великих художников // Омфал в Дельфах: предмет поклонения древних греков