Найти тему

Можно ли купить предмет на аукционе, посмотрев на люстру?

Для постороннего человека ритуалы проведения аукциона, начиная с размахивания лопаткой и заканчивая уплатой многих тысяч за произведение искусства, представляются достаточно пугающими. Есть ли скрытый язык в аукционных домах? Да, это я могу подтвердить, как бывший сотрудник аукционного дома Sotheby's.

Есть такое понятие как "ставка от люстры" (Chandelier Bid) , которое представляет собой фиктивную или фантомную ставку, подтверждаемую аукционистом, который часто притворяется, что видит какого-то участника аукциона с поднятой лопаткой в задних рядах аукционного зала. "Указывает на люстру" или иной предмет в зале, отсюда исторически и произошел этот термин. Тем самым аукционист подталкивает цену лота вверх в попытке стимулировать интерес к конкретному лоту.

Это кажется сомнительным, не так ли?

Несмотря на попытки запретить подобную практику, такой подход вполне законен при проведении торгов ниже той минимальной цены, за которую продавец хотел бы продать работу – эта величина получила наименование «резерв». Аукционные дома обычно разъясняют в разделе "Отказ от права" в каталоге или в заявлении аукциониста, что такие ставки могут появляться.

Например, член Ассамблеи штата Нью-Йорк Ричард Бродский сделал «ставки от люстры» и вопросы регулирования рынка произведений искусства делом своей жизни. Он представил ряд законопроектов, запрещавших фиктивные торги, в течение срока его полномочий в законодательном органе, который закончился в 2010 году. Бродский утверждал, что «ставки от люстры» завышают цены, заставляя покупателей думать, что на работу существует реальный рыночный спрос, а подобная практика демонстрирует полное отсутствие прозрачности на рынке произведений искусства. Предложенные законопроекты натолкнулись на сопротивление со стороны аукционных домов и законодателей-республиканцев, и они не стали законами.

Так почему аукционные дома используют фантомные ставки?

Они имеют две основные причины. Первая заключается в том, что проведение активных торгов, стимулируемых такими ставками, создает напряженность и драматизм в аукционном зале, потенциально подталкивает покупателя к потере рационального подхода и заставляет его самозабвенно размахивать аукционной лопаткой.

Другой, более важной причиной является то, что фиктивные ставки скрывают резервную цену. Как утверждают аукционные дома, без "ставок от люстры" они были бы вынуждены начинать торги с резервной цены, тем самым делая ее общедоступной. Как только коллекционеры узнают, чем продавец может удовлетвориться, они могут отказаться от предложения ставок выше этой цены, препятствуя развитию рынка.

По этой причине, аукционные дома предупреждают, что принятие законодательства, запрещающего "ставки от люстры" может вытолкнуть аукционный бизнес из Нью-Йорка в те места, где такая практика является законной, например, в Лондон.

С опытом приходит понимание, делается ли ставка реальная или же просто аукционист играет с коллекционерами и дилерами в зале и пытается "дотянуть" до резервной цены.

В России чаще всего на аукционах нет никакой динамики, а просто откровенно скучно. Аукционист просто читает каталог и на зал реагирует только, если кто-то поднимает лопатку.