1. Новшества в Исламе
- Согласно арабскому языку новшество или бид‘аh (الْبِدْعَة) – это то, чего не было раньше.
- Согласно Шари‘ату, это то, о чем не упомянуто ни в Кур`ане ни в Сунне.
2. Доказательство из Кур`ана
Одно из одобряемых новшеств – раhбанийя (رهبانية) (аскетизм) было внесено последователями Пророка ‘Исы (Иисуса). Оно заключалось в том, что верующие (мусульмане времен Пророка ‘Исы, мир Ему, т.е. Его последователи) удалялись от людей, отказываясь от мирских удовольствий, в целях большего совершения ‘Ибады – поклонения Аллаhу.
В Священном Кур`ане (Сура 57 «Аль-Хадид», Аят 27) сказано означающее:
”Аллаh наполнил сердца последователей Пророка ‘Исы милосердием и состраданием. Раhбанийю они ввели сами, Аллаh не предписывал им этого. И сделали они это только ради того, чтобы достичь одобрения Аллаhа”.
Аллаh восхвалил их за то, что они были милосердными, сострадательными и за то, что, введя раhбанийю, они отреклись от мирских удовольствий ради того, чтобы всецело отдаться поклонению Аллаhу. В своей покорности они дошли до того, что отказывались даже от дозволенных наслаждений: от женитьбы, изысканной вкусной еды и приятных одеяний. Всевышний восхвалил их за деяние, которое не было предписано им в Священной Книге того времени (в Инджиле), и Пророк ‘Иса, мир Ему, не приказал совершать это.
3. Доказательство из Сунны – учения Пророка, мир Ему
В Хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:
«Тому, кто вводит в Ислам хорошее дело, воздается вознаграждение за него и за тех, кто следовал этому, не уменьшая их вознаграждения, а кто вводит в Ислам плохое дело, то он набирает грех за это и за тех, кто последовал этому, не убавляя их грехов». Передал Имам Муслим в книге «Сахих Муслим» от Джарира ибн ‘Абдуллаhа Аль-Баджалий.
Из этого Хадиса следует, что сам посланник Аллаhа учил свою общину, что новшества бывают двух видов:
- Новшества, приводящие к заблуждению, – они противоречат Кур`ану и Сунне.
- Новшества, не приводящие к отклонению от правильного пути и соответствующие Кур`ану и Сунне.
4. Доказательство из слов и деяний праведных Халифов
Праведными Халифами были введены новшества, которые соответствуют Кур’ану и Шари‘ату Пророка, мир Ему.
- Абу Бакр Ас—Сиддик приказал собрать листы, на которых был записан Кур`ан и назвал экземпляр Кур’ана Мусхафом.
- ‘Умар ибн Аль-Хаттаб собрал людей, чтобы они читали Намаз-Тарауихколлективно за одним имамом и когда увидел, что люди стали читать этот намаз вместе, сказал: «نِعْمَتِ البِدْعَةُ هَذِهِ» «Какое это прекрасное новшество!»
- ‘Усман ибн ‘Аффан ввел второй Азан для пятничного Намаза.
- Во время Имама ‘Али были введены точки и огласовки в Мусхафе. Это сделал это ученый-таби‘ин Яхъя ибн Я‘мар.
- Во время ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза стали сооружать михрабы(углубления в мечетях для указания направления на Кыблу) и минареты.
Как будут поступать те, которые запрещают отмечать Маулид? Запретят все эти новшества или выборочно будут их принимать?! Они так и поступают: запрещают Маулид, но разрешили проставлять точки и огласовки в Мусхафе, а также разрешили много других нововведений, как, например, календарь для определения времен Намазов. Эти календари ввели около 300 лет тому назад, но сами они печатают их и распространяют.
5. Доказательство из слов теологов-саляфитов[1]
Имам Аш-Шафи‘ий сказал означающее:
«Все новшества делятся на два вида. По первому виду – новшества, противоречащие Кур`ану, Сунне, асару[2] или иджма‘. Эти нововведения –заблуждение. По второму виду – новшества, не противоречащие вышеперечисленному. Такие нововведения не порицаются».
Передал Имам Аль-Байhакый в книге «Манакыб Аш-Шафи‘ий» («Деятельность Аш-Шафи‘ий»).
Теологи-мухаддисы единодушны во мнении, что в Хадисе:
«عالِمُ قُرَيْشٍ يَمْلأُ طِباقَ الأَرْضِ عِلْمَا»
Это означает: «Теолог-курайшит, знание которого распространится по всей земле« речь идет об имаме Аш-Шафи‘ий. Передал этот Хадис Ат-Тирмизий.
А что касается имама Аль-Байhакый, то он – один из семи теологов-Хафизов[3], которых теологи Ислама единогласно признали имеющими качество – ‘адалят[4], то есть справедливость, достоверность.
- Отмечать Маулид – это благое дело. И ни в коем случае не является доводом и нельзя говорить, что если бы это было благим делом, то сам Пророк, мир Ему, указал бы своей общине на это. Так как Собрать Аяты Кур’ана в Мусхаф, проставить точки и огласовки в нем — это благое дело, несмотря на то, что Пророк не говорил об этом и не делал этого.
Те, которые запрещают отмечать Маулид и говорят, что если бы это было благим делом, то сам Пророк, мир Ему, сказал бы об этом, а сами при этом занимаются проставлением точек и огласовок в Мусхафе, попали в одно из двух положений:
— либо они считают, что ставить точки над и под буквами, огласовки в Мусхафе не относится к благим деяниям, так как Посланник Аллаhа, мир Ему, не совершал этого и не указал своей общине делать это, но все-таки они делают так;
— либо считают, что ставить точки над и под буквами, огласовки в Мусхафе является благим делом, несмотря на то, что Сам Пророк, мир Ему, не совершал этого и не учил этому общину, и все-таки они это делают.
В любом из этих двух положений они противоречат сами себе. Это является доказательством того, что их поступки противоречит их же убеждениям.
____________________________________
[1] Саляфиты – мусульмане, жившие в первые три века со времени Пророка Мухаммада: век, в котором Он жил и два века после Него.
[2] Асар – религиозные заключения сподвижников Пророка, мир Ему, или переданные через них изречения и поступки Пророка Мухаммада, мир Ему
[3] Хафиз – человек, который знает наизусть изречения Пророка, мир Ему, биографии тех лиц, которые передавали их и степень достоверности Хадисов
[4] ‘Адалят – достоверный, поступающий справедливо