Историческое событие.
Примечание: Сергей Васильев – предприниматель и инвестор, автор шикарной книги «Как это было у меня: 90-е» и не менее чудесного текста «Как мы покупали русский интернет». Вот телеграм-канал Сергея, а ниже – текст оттуда.
***
В связи с арестом Зиявудина Магомедова вспомнилось...
На днях в новостях первого канала показали, как Путин встретился с Президентом «Транснефти» Токаревым, и поздравил того с 25-летием компании.
Казалось бы, что общего между двумя этими событиями?
А общее есть.
Группа «Сумма», председателем совета директоров которой является Магомедов, владеет совместно с «Транснефтью» контрольным пакетом НМТП («Новоросийского Морского Торгового Порта»), ключевого порта, через который продают российскую нефть.
Я не знаю деталей, но между «Суммой» и «Транснефтью» давно тянется спор касательно управления НМТП. Спор всем надоел и вот наконец, в прошлом месяце, было объявлено, что «Транснефть»-таки выкупит пакет «Суммы».
Но, по-видимому, о цене так и не договорились.
На суде Зиявудину Магомедову вменили какую-то мелочь (2.5 млд. руб), за «махинации» на тендерах по строительству футбольного стадиона в Калининграде.
Но дело, мне кажется, тут будет покрупнее.
«Сумме» теперь придется продать/отдать по дешевке все, что у них есть:
– FESCO ( Дальневосточный морской торговый порт с самым большим парком сухогрузов);
– Трансконтейнер (крупнейший перевозчик в стране);
Ведь обе эти компании были куплены «Суммой» на кредиты госбанков.
И «Транснефть», кроме монополии на перевалку нефти, превратится еще и в монополиста по контейнерным перевозкам (по морю и железной дороге).
Хороший подарок к 25-летию компании!
***
В истории группы «Сумма» смущает и удивляет одно обстоятельство.
Зачем государственные банки (ВТБ и Сбербанк) так охотно и в большом объеме предоставляют кредиты подобным игрокам на покупку крупных пакетов у других подобных игроков?
Все приобретения Магомедова за последние десять лет были сделаны, так или иначе, за счет огромных кредитов ВТБ или Сбербанка.
Покупка контрольного пакета в НМТП (совместно с «Транснефтью») была осуществлена почти за 2.5 млрд $. Это были кредитные деньги от госбанка, за счет которых неизвестный еще тогда Зиявудин Магомедов стал сособственником главного перевалочного порта страны.
Далее – покупка у «Промышленных инвесторов» группы FESCO. Там тоже не обошлось без огромного кредита от ВТБ. В результате у FESCO сформировалась огромная задолженность (около 900 млн долларов), которая вкупе с имеющимися евробондами компании только усугубила дело.
Для обеспечения этого долга «Сумма» заложила в ВТБ и имеющийся у него пакет в ОЗК (Объединенной Зерновой Компании), который тоже скупался на заемные деньги госбанка.
Я понимаю, когда госбанк выдает большие инфраструктурные кредиты на развитие компании, на расширение бизнеса, но когда кредиты идут на то, что бы выкупать пакеты у других игроков, в этом есть какая-то большая ... схема.
Рано или поздно они там окончательно запутаются в своих схемах.
Кто кем владеет? Кто кому должен?