РХХ (регулятор холостого хода) бывает двух видов: шаговый (о котором пойдёт речь ниже) и моментный (который так же иногда именуется регулятором добавочного воздуха — РДВ). В карбюраторных автомобилях применялся электромагнитный клапан холостого хода. Почему-то большинство автолюбителей называют РХХ (а заодно и клапан) «датчиком», а это не правильно: всё это исполнительные механизмы! Впредь призываю называть вещи своими именами: регулятор - «регулятором», а клапан - «клапаном»:
Итак, с этим с технической точки зрения довольно простым механизмом (РХХ) могут приключаться самые различные неприятности. Рассмотрим детально самые распространённые...
1. Образование нагара на наконечнике РХХ
Основная причина - угар моторного масла; причины же повышенного угара - завышенный интервал замены моторного масла либо низкое качество самого масла. Для очистки РХХ потребуется ветошь и бензин. Для удаления отложений можно так же воспользоваться аэрозолем "очиститель карбюратора". Не забываем чистить так же посадочное отверстие (воздушный канал) РХХ!
При выборе нового регулятора следует отдать предпочтение изделию с защитой от нагара (это может быть "юбка" в основании наконечника, но лучше если защищён весь шток с пружиной)
2. Износ наконечника РХХ
Основные причины: дефект дроссельного патрубка (неправильно центровано отверстие); низкое качество исполнения (слишком хрупкий материал). Пластиковый наконечник может оплавиться на автомобиле, оснащённым газобалонным оборудованием: для таких автомобилей допустимо использование только регуляторов с металлическими наконечниками. Регулятор со следами износа подлежит замене
3. Пробуксовка
В процессе эксплуатации подвижные детали изнашиваются, в следствии чего РХХ начинает «буксовать», и благополучно «проскальзывать» заданные блоком управления "шаги". Например, шаг на холостом ходу в статике равен 35. Смещение в движении составляет 15 шагов, но вместо расстояния, соответствующего 15 шагам, шток регулятора дважды пробуксовывает, и «выползает» лишь на расстояние, соответствующее 13 шагам. При переходе на холостой ход РХХ в процессе «заползания» проскочил один шаг, таким образом общая установка уже сместилась на шаг (блок «думает», что положение РХХ = 35 шагов, а фактическое положение штока и пропускная способность соответствуют 34). Так, пробуксовывая каждый раз разное количество шагов, взаимосвязь между учтёнными блоком управления шагами и пропускной способностью РХХ — утрачивается.
На диагностике это будет видно по изменению шага на холостом ходу при одной и той же температуре в процессе нескольких "подгазовок" и последующих переходов в режим холостого хода. При этом, если заглушить мотор и заново запустить его через 30 секунд — всё начнёт работать как надо (но ненадолго).
Как правило, в памяти ЭБУ автомобиля с таким дефектом РХХ хранится ошибка P0505 (лампа неисправности при этом может не гореть). Ещё интересная деталь: если «пробуксовывающий» РХХ снять с «СЕНСа» (автомобиля, оснащённого ЭБУ МИКАС-10.3) и установить, например, в «Самару» (автомобиль, оснащённый ЭБУ ЯНВАРЬ-7.2) — он будет какое-то время работать вполне адекватно. Связано это с тем, что разные блоки управления имеют различные алгоритмы регулировки холостого хода
4. Клин
Шток регулятора может заклинить "намертво" (не стоит путать этот дефект с неисправностью шагового двигателя: при заклинивании механической части шаговый мотор продолжает работать - РХХ "шуршит"), а может "подклинивать" в каком-то одном положении (как правило, в крайнем), при этом если демонтировать РХХ и вручную чуть сместить шток — РХХ продолжит какое-то время работать штатно.
Профилактика и "клина", и "пробуксовки" заключается в переодической очистке и смазке РХХ: наконечник и шток промываются аэрозолем "Очиститель карбюратора" (при этом регулятор держим наконечником вниз), а механизм — обрабатывается жидкой силиконовой смазкой (при этом регулятор держим наконечником вверх). Рекомендую производить подобного рода "профилактику" при каждой смене моторного масла.
5. Отказ шагового двигателя
При отказе моторчика РХХ шток вручную будет перемещаться, но при подключении разъёма никаких "признаков жизни" РХХ подавать (шуршать) не будет… На панели приборов при этом зажигается лампа неисправности, и это однозначное показание к замене регулятора. Убедиться в отказе моторчика можно, "прозвонив" РХХ: переключите тестер в режим омметра и измерьте сопротивление между выводами «А» и «В» регулятора, затем между выводами «C» и «D». Сопротивление должно быть в пределах 0,040–0,080 кОм.
6. Потеря герметичности
Явление довольно редкое, но крайне неприятное. Иногда внештатный "подсос" воздуха во впуск имеет место быть через корпус РХХ. Обычно это сопровождается характерным "шипением", но способ диагностики РХХ "по шипению" подходит только обладателям музыкального слуха. Для всех остальных есть наглядный способ для обнаружения подкачки воздуха через корпус РХХ: полив его водой при работе двигателя на холостом ходу; для этого:
1. Набираем в 0.35 — 0.5 л ПЭТ бутылку воду и проделываем в крышке бутылки дырочку шилом
2. Запускаем мотор и начинаем проливать РХХ (особо тщательно в местах стыка "бочки" и задней части регулятора)
При отсутствии подкачки воздуха через корпус РХХ никаких изменений в работе двигателя быть не должно. Если через корпус регулятора всё же попадает воздух в систему — обороты начнут снижаться, и возможно мотор даже начнёт "троить": в этом случае РХХ подлежит замене (даже если Вы приобрели его совсем недавно)
7. Распад РХХ
Неисправность чрезвычайно распространённая. Распад может быть полным (когда регулятор разделяется на несколько частей) или частичным (когда вылетает одна или две заклёпки). Полный распад РХХ — однозначное показание к его замене так как зачастую не удаётся даже обнаружить все его части под капотом автомобиля… При частичном распаде на помощь могут придти... ЗУБОЧИСТКИ!
Чтобы застраховать себя от внезапного распада РХХ достаточно перед его установкой намотать поверх заклёпок пару витков изоленты...