Большую часть своего времени – примерно в три раза больше, чем в кругу семьи и друзей, – человек тратит на работу. Поэтому так важно, чтобы трудовой процесс радовал и давал возможность заработать деньги. У многих в жизни случается ситуация, когда приходится менять место работы, и первые шаги, когда обязательно нужно пройти собеседование, очень важны и необходимы. Многочисленные резюме, разосланные в различные компании, агентства, не дают представления о людях, которые ищут работу, поэтому необходимо познакомиться с ними, провести собеседование.
Когда получено приглашение с уведомлением, явиться на собеседование, лучше позвонить в компанию и уточнить время приема, тем самым предварительно показав людям, что их время так же ценно, как и свое, и соискатель с уважением относится к предприятию.
Лучше приехать немного заранее, чем ворваться в кабинет после назначенного срока, путаясь в объяснениях и оправданиях. Непунктуальность вряд ли понравится будущим работодателям, даже если существует веская причина задержки.
Собеседования проводят для того, чтобы проверить деловые качества нанимаемого сотрудника, убедиться не только в его профессионализме, но и в положительных личных свойствах. Потому эта презентация играет важную роль, и к ней нужно серьезно подготовиться, чтобы суметь четко и быстро отвечать на задаваемые вопросы. Еще находясь перед кабинетом, где должна будет решиться дальнейшая судьба, нужно снять внутреннее напряжение, убедив себя, что все, что может случиться плохого, – отказ от работы, но не стоит воспринимать это как вселенскую катастрофу.
В кабинете работодателя необходимо соблюдать правила этикета: садиться, только когда было предложено, сидеть спокойно, не рекомендуется опираться на стол, закидывать ногу за ногу и как утверждают психологи, всегда смотреть собеседнику в глаза, когда необходимо ответить на задаваемые вопросы. Обычно мнение о человеке формируется исходя из того, как он держится, ходит, жестикулирует. И когда стоит вопрос, брать ли его на работу, все эти нюансы обретают большое значение. Опущенные плечи или уверенная походка, скованные движения или неприветливый взгляд опытный работодатель просчитает сразу, вынеся про себя вердикт: достоин ли этот человек работать в его коллективе.
Если человек в себе неуверен, запинается, и, отвечая на вопросы, с трудом подбирает слова, вряд ли кто-то отважится доверить такому ответственную работу или отправить на важные переговоры. Даже если переполняют заботы, и так хочется устроиться в эту фирму, что это желание мешает сосредоточиться, лучше взять себя в руки, развернуть плечи, зайти уверенной походкой человека, который даже отдаленно не напоминает неудачника. Легкая доброжелательная улыбка, уверенные ответы намного повышают шанс принятия на работу.
Нельзя соискателю начинать разговор первым. Если человек, пришедший на собеседование, начинает отвечать на еще незаданные вопросы, возбужденно повышая тон, можно утверждать, что шансы его будут катастрофически падать. Спокойный, краткий и связный рассказ может много сказать о человеке не только исходя из информации, но и манере изложения.
Любой работодатель неизменно задает вопросы, чтобы убедиться в деловых и профессиональных качествах испытуемого, и если слышит ответы, произнесенные четко и по существу, одобрение его растет. Однако некоторые начинают отвечать, но попутно удивляются, почему возникают подобные вопросы и для чего их задают. Но даже если положительные оценки возрастают, нельзя расслабляться и начинать вести себя вольно. Ошибка многих заключается в том, что не успев узнать о специфике предприятия, о предполагаемой должности, условиях работы и требованиях, сразу же начинают торговаться по поводу зарплаты.
Часто портит все впечатление во время собеседования внешний вид. Неопрятно одетый человек вряд ли будет принят на работу, но и одетый слишком ярко, легкомысленно и экстравагантно, если, конечно, это не вакансии для развлекательных мероприятий, вряд ли имеет шанс заслужить доверие. Конечно, облачаться в темные цвета не надо, но если выглядеть элегантно и аккуратно, продумав каждую деталь одежды, больше возможности попасть на работу.
Заходя в кабинет, необходимо отключить мобильный телефон во избежание каких-либо неприятных ситуаций. Вдруг позвонит разъяренная теща, которая в очередной раз будет недовольна поведением зятя, или именно в этот момент будут требовать вернуть долг, или школьный учитель сообщит, что ребенок разбил в классе окно. Все эти разборки в кабинете предполагаемого начальника могут закончиться отказом от рабочего места.
Многие для храбрости решают выпить алкогольные напитки, считая, что маленькая доза будет совсем незаметна. Но специалист сразу может определить даже незначительное количество, и тогда путь в эту организацию будет закрыт навсегда.
Чтобы собеседование прошло с положительным результатом, необходимо контролировать каждый свой шаг.