Найти тему

Пасха в день дурака.

«Отдавайте кесарю то, что кесарево, а Богу то, что Божье!» — когда-то сказал Христос. Эти слова можно с некоторой поправкой применить к двусмысленной ситуации, которая сложилась сегодня в России у христиан, живущих по западному литургическому календарю. С одной стороны — Пасха, с другой стороны «день дурака» — 1 апреля.

Впору разделиться на два лагеря: Одни анафематствуют юмористов, другие юморят по поводу анафематствующих. Я не принадлежу ни к тем, ни к другим.

Хотя я и не прочь ощущать себя дураком круглый год (юродства Христа ради никто не отменял, см. 1 Кор. 1 гл.), все же, будучи христианином, я действительно больше внимания уделил пасхальной вести и нашим богослужениям.

Но не надо забывать, что радость — от Бога. И если в Пасху удачно пошутить — ничего страшного не случится. Также не должны мы неловко себя чувствовать, если Пасха выпала на день шуток.

Пасха — радостный праздник. Воскресение — отмена печали и всего плохого, что было до него! А было предательство, был арест, был крах надежд, было распятие, были возгласы: «Боже мой, для чего Ты Меня оставил?». Но потом все кончилось воскресением и радостью!

Уверен, что Бог не заповедал нам играть спектакль и перевоплощаться в этаких профессиональных плакальщиков, скорбящих «о мире, что шутит про белую спину в день Воскресения Христа». Не нужно их анафематствовать! И если улыбнется христианин «по другому поводу», то не раздастся же с небес окрик «Небесного Станиславского»:

— Не верю!

Гораздо хуже, если этот окрик несется с земли. Если так кричат Богу, отвергнувшие его грешники. А уж если человек отверг Бога, то какие анафемы страшны ему? Чем же еще можно омрачить существование атеиста?

Говорят, что в атеистическо-коммунистические времена, когда пьяная рабоче-крестьянская солдатня разрушала храмы и раскулачивала верующих, один из таких богоборцев с насмешкой спросил пожилого христианина:

— Ну, где же твой Бог? Почему Он ничего с нами не делает?

— А что же еще с тобой можно сделать? — был ответ…

Те, кто «назло Богу» будет пытаться шутить и разыгрывать других — не будет вести себя грешнее и кощунственнее, чем в «обычные» дни. Правда, настоящего веселья (по крайней мере в России) все равно не получилось. Еще слишком свежа память о жертвах в Кемерово. Неделя-то оказалась страстной не только в религиозном смысле.

И никакие анафемы, никакие «шутки на злобу дня» не спасут мир, в котором страсти так близко соседствуют с радостью. А спасет мир только любовь. Так что давайте не анафематствовать, а любить грешников.

Давайте шутить и смеяться, грустить и плакать, но делать это вместе с нашим распятым, воскресшим и радостным Богом!

А дуракам оставим дураково! Что же еще им остаётся в день дурака, если день этот так и не стал Пасхой?

Христос воскрес!