«Говорить о музыке всё равно что танцевать об архитектуре», — эти слова обычно приписывают Фрэнку Заппе, но кто подлинный автор — неизвестно.
И с этим как-то тяжело спорить. Да, музыку надо слушать, а не говорить о ней. И я хочу предостеречь читателей от категорий вроде «заходит», «качает» или «вставляет». Здесь мы стараемся избегать вкусовщины, потому что а) у автора плохой быдло-вкус и б) какой смысл обсуждать вкусы? Можно обсудить причины появления вкусов или последствия их влияния, но сам факт наличия и механизм вкуса нам ни о чём не говорит. Мы тут собрались не ради этого. С первого же текста на этом канале у нас другая цель — изучить, создать или изменить контекст для восприятия культурных явлений. Так уж сложилось, что мы живём в обществе, поэтому любая музыка, любое искусство создаётся и выпускается в определенной социально-культурной парадигме, в ней же оно и воспринимается. У нас всегда есть призма, и вот её как раз можно и нужно обсуждать.
Я сторонник того, что любое произведение искусства или ремесла полезно для культуры. Плохое и убогое полезно тем, что благодаря ему мы можем понять что есть хорошее и ценное. Эстетика не может существовать без вульгарности. Поэтому каждый раз изменяя оптику, мы пытаемся определить ценность того или иного произведения в зависимости от контекста, в котором оно существует. Мы меняем контекст, меняем углы и точки зрения, потому что нельзя пытаться понять столь многогранную культуру с какой-то одной, пусть даже и последовательной позиции.
Русский рэп это ведь не просто песенки, собранные в альбомы. Это еще и личности, их слова, поступки, мысли, трансляции, постирония, баттлы, еее бой, магазин гуччи, дудь, антихайп, блогеры и сотни других слов, из которых формируется рэп-дискурс. Это всё нужно как-то комбинировать, рефлексировать, изучать и осмыслять. За этим нужно наблюдать.
Ну и пока мы тут все такие критики умничаем, наблюдаем и осмысляем, Фрэнк Заппа приготовил другую, на этот раз подтвержденную фразу про музыкальную журналистику, где слово «рок» можно заменить на любое другое из трёх букв:
Большая часть рок-журналистики — это люди, не умеющие писать, которые берут интервью у тех, кто не умеет говорить, для тех, кто не умеет читать.