Зачем в старину рожали как можно больше детей? Кем являлись для социума дети прошлого и кем являются современные дети? И почему российская политика, направленная на повышение рождаемости, тормозит развитие общества.
Дети как депозит
При патриархальном устройстве общества не только женщины, но и дети являются собственностью отца семейства. Дети обучаются или оставляют учёбу по родительской указке. Дети во всём беспрекословно подчиняются отцу. Когда дети достигают совершеннолетия, они остаются под гнётом отцовской власти — вступают или в брак или отказываются от брака согласно воле родителя. Отлучение от семьи за непослушание — страшное испытание. Семья является основой патриархального мира и главным источником «духовной силы» её членов.
Зачем патриархальные отцы всё время размножались? Есть две причины.
Первая — дети всё время умирали. Чем менее развито общество, тем выше в нём младенческая смертность. По данным ЦРУ на 2014 год по младенческой смертности лидируют Афганистан (умирает 117 из 1000 новорожденных), Мали (104 из 1000) и Сомали (100 из 1000). Это страны третьего мира с низким уровнем образования и высоким уровнем безработицы. Для сравнения в России в 2014 году умирало 7 из 1000 новорожденных, а в Монако всего 2. А в 1900 году в России умирало 300 новорожденных из 1000. Но высокий коэффициент смертности всё равно не объясняет, зачем патриархам нужно было много детей. Любили они их, что ли?
Вторая и главная причина, зачем патриархату столько детей — практическая. Это рабочие руки. Больше детей вспашут больше земли и соберут больше урожая, разведут больше скота и найдут больше возможностей пополнить семейный бюджет. Дочери котировались ниже сыновей не столько потому, что они «неполноценны», сколько потому, что они уходили из своей семьи и присоединялись к семье супруга. Приданое для дочери копили с момента рождения девочки. Сыновья, напротив, приводили в дом невестку с приданым, которая работала сама и рожала новых работников.
Любить детей было не обязательно, обязательно было их производить.
Почему люди не хотят (много) детей
Снижение рождаемости в современном обществе — естественный эффект технического прогресса. С повышением качества жизни увеличивается её продолжительность. С развитием медицины снижается общая смертность. В перинатальных центрах сегодня выхаживают 500 граммовых эмбрионов. Для того, чтобы жить и питаться, больше не нужно иметь хозяйство.
Чем интеллектуальнее общество, тем меньше его потребность в бесконтрольном размножении. Например, в списке рождаемости ООН за 2005-2010 гг. на последних местах находятся Сингапур, Германия и Япония. На первых — малоразвитые африканские страны.
Самое главное, что сводит на нет патриархальную систему в России: современные дети больше не живут с родителями. Они независимы. Можно вырастить семерых, и они разъедутся за тысячи километров от родного дома, так что подать тот самый стакан воды будет некому. Дети самостоятельно принимают решения, и сегодня для взрослого человека нежелательно жить с родителями. Родителей больше воспринимают как нянек для внуков, чем как негласный авторитет. Родителей критикуют, с родителями спорят и не соглашаются. Это не значит, что современные «взрослые дети» не нуждаются в родителях, просто роль родителей изменилась. Родитель больше не собственник, но советчик. Он даёт поддержку в трудных ситуациях.
Дети как привилегия
Содержать детей сегодня дорого. Памперсы и смеси, одежда и лекарства, дошкольные и школьные поборы, курсы, секции, айфоны, карманные расходы… К тому же, общество заявляет о потребности в умных и успешных людях. Для того, чтобы вырастить стоящее потомство, нужно сильно постараться. Изо дня в день. Проверять уроки, подтягивать оценки, распознавать и развивать таланты ребёнка, стимулировать развитие личности. Современным родителям нужно уделять ребёнку много внимания. Дети из работников по хозяйству превратились в настоящую обузу.
По данным Федеральной службы статистики, средний возраст вступления в брак в России растёт. В 1990 году это мужчины женились в среднем в 23 года, в 2016 году — уже в 27 лет. Женщины — в 21 и в 24 соответственно. Люди не торопятся создавать семью: сначала нужно стать «кем-то» или «пожить для себя». Для того, чтобы сегодня иметь много детей, нужно иметь много ресурсов: денег и времени*. И эти вложения могут «не отбиться».
* — а ещё можно рожать и надеяться на (Путина) бога.
Современные дети потихоньку становятся привилегией, которая говорит об определённом уровне жизни родителей. Общественное мнение давит на «плохих», несознательных родителей. Больше, конечно же, по старой памяти достаётся матерям, а отца часто ещё поискать надо. Отцы, освобождённые от гнёта патриархального отцовства, резвятся как умеют и жалуются на алименты.
А ещё детей сегодня принято любить.
Причины и следствия
Сегодняшняя политика по повышению рождаемости направлена не на развитие общества, а на его деградацию. Материнский капитал «оседает» на социальном дне: малобеспеченные женщины рожают детей не из любви, а в надежде за счёт них улучшить свои жилищные условия. А дети потом хотят кушать, куртку как у Никодима и телефон как у Снежаны. Но денег еле-еле хватает на еду и взнос по ипотеке. В итоге, из детей таких родителей вырастает необразованный зашоренный «идеальный электорат». А заодно и криминальные элементы, которые видят по телевизору красивую жизнь и любой ценой желают жить красиво.
Какая политика могла бы повысить качество нашего общества? Социальная. Когда правительство перестанет откупаться от родителей пачкой денег, а создаст условия для комфортного материнства, сознательные женщины пойдут рожать. Нужны комнаты матери и ребёнка в гос. учреждениях, включая учебные, в магазинах и кафе. Нужен льготный проезд для матерей с детьми, нужны пандусы для колясок и зоны для прогулок. Долго, дорого и… зачем?
А кем для вас являются дети?
Заходите обсудить ситуацию в музей гендерных стереотипов Мадам Пю.