Найти тему
The Вышка

Обходим уловки сознания, влияющие на наше мнение и решения

Оглавление

Рассказываем, почему иногда мы на веру принимаем заведомо ложные выводы и факты и как внешние факторы влияют на наше мнение, на основе книги «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана, ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике за «применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности».

Jack Hudson / Dribbble
Jack Hudson / Dribbble

Иллюзия истины

Данная уловка заключается в том, что мы склонны считать правильным то, что кажется нам знакомым. Если мы сталкиваемся с чем-то знакомым, вызывающим какие-то воспоминания, мы склонны верить тому, что об этом скажут. Частые повторения — эффективный способ заставить человека поверить неправде, более того, для такой манипуляции даже не обязательно повторять фразу полностью. Например, если вы часто слышали обрывочное сочетание слов «температура тела курицы», вы легко поверите утверждению «температура тела курицы равна 62 градуса», даже если не можете соотнести его с другими фактами и проверить его правдивость. Ощущение знакомости создает иллюзию прошлого опыта и прошлых знаний, которых на самом деле не было.

ranganath krishnamani / Dribbble
ranganath krishnamani / Dribbble

Эффект настроения

Интуиция связана с хорошим настроением, в то время как бдительность, внимательность и способность к анализу — с напряженностью и огорчением. Хорошее настроение ослабляет контроль над мыслями и действиями: кажется, что все хорошо и безопасно, поэтому можно расслабиться. Именно в таком состоянии человек склонен совершать логические ошибки. Поэтому не стоит принимать серьезные ответственные решения, если проснулись в хорошем настроении.

Joshuah X. Miranda / Dribbble
Joshuah X. Miranda / Dribbble

Эффект ореола

Информация об окружающих нас объектах накапливается постепенно, поэтому нам требуется время, чтобы иметь возможность комплексно проанализировать поведение человека или оценить свойства предмета. Эффект ореола заключается в том, что мы воспринимаем новую информацию под влиянием первого впечатления, которое может значительно искажать наше представление о реальности. Данный эффект проявляется на открытых обсуждениях, когда люди поочередно высказывают свое мнение относительно определенного вопроса. Если первые выступающие говорили убедительно, то их позиция приобретает большой вес и все остальные будут склоняться именно к их мнению.

Molly O'Connor / Dribbble
Molly O'Connor / Dribbble

Что видишь, то и есть

Часто мы делаем выводы исходя из целостности истории, а не количества и качества имеющихся данных. Если вам зададут вопрос «Будет ли Миндик хорошим лидером? Она умная, сильная…» — первый ответ, который придет вам в голову, будет утвердительным, потому что названные качества складываются в цельную приятную картинку. Но продолжение вопроса могло быть таким: «коррумпированная и жестокая». Чтобы избежать поспешных выводов, стоит задумываться о том, какие именно сведения необходимы вам, чтобы принять адекватное решение.

MUTI / Dribbble
MUTI / Dribbble

Автозамена

Бывает так, что вы ощущаете неприязнь к человеку, хотя не можете ответить почему даже сами себе, и сам по себе вопрос об отношении к конкретному человеку — достаточно комплексный и сложный. Когда мы отвечаем на сложные вопросы, нам свойственно заменять их на схожие, но более простые, например, вопрос «Сколько вы согласны пожертвовать на спасение исчезающего вида?» мы заменяем на «Какие эмоции я испытываю, думая об умирающих дельфинах?» Ответить на последний вопрос проще, поэтому мы формируем мнение, основываясь именно на нем, хотя первый более сложный вопрос позволил бы сформировать более конкретную позицию.

Счастливый случай

Человек больше доверяет закономерностям, чем простым случайностям. Если вам сопутствует удача и несколько раз подряд результат вашего действия оказывается положительным, например, выпадает шестерка на игральном кубике, вы начинаете верить, что у вас легкая рука и что все последующие разы вам тоже будет выпадать шестерка, хотя это исключительная случайность. Иллюзия закономерности влияет на наши решения не только в азартных играх: например, сколько успешных сделок подряд убедят начальство, что вы талантливый руководитель? Ответить на этот вопрос нельзя исходя только из количества успехов, ведь сделки могли быть очень простыми и незначительными, а заключили вы их через знакомых. Но именно факт нескольких положительных результатов подряд может сформировать мнение.

Dan Lehman / Dribbble
Dan Lehman / Dribbble

Мнимая убедительность

Если человек хочет, чтобы его объявление привлекало большое количество клиентов, он постарается сделать все для повышения читабельности: выберет качественную бумагу, подберет хорошо сочетающиеся цвета, будет избегать сложных слов и терминов там, где мысль можно сформулировать просто. В свою очередь читатель поверит информации, которая выглядит приятно и убедительно, даже если содержание вызывает вопросы и сомнения. Так, показали исследования, инвесторы ожидают более высоких доходов от акций компаний с звучными названиями, например «Эмми», чем от акций, которые называются неудобно, например «Геберит».

ranganath krishnamani / Dribbble
ranganath krishnamani / Dribbble

Доверяй, но проверяй,
Ваша The Вышка

Автор: Екатерина Понамарева