Найти в Дзене

Системы боевых искусств Востока и пути передачи опыта физического воспитания населения

Как свидетельствуют исторические данные, во многих странах издревле существовали те или иные виды единоборств. Это не удивительно, так как они удовлетворяли естественные потребности человека в стремлении к двигательной деятельности и реализации оборонительного рефлекса (влечение к сохранению индивида), а также способствовали сохранению вида. Таким образом, в настоящее время единоборства являются неотъемлемой частью мировой физической культуры, а соревнования профессиональных боксеров собирают у экранов телевизоров аудиторию, соизмеримую с количеством поклонников футбола.

Однако только в древнем Китае смогла зародиться и получить дальнейшее развитие, распространившись по всем странам Восточной и Юго-Восточной Азии (в первую очередь в Японии), уникальная физическая культура боевых единоборств, которая в ХХ веке переживает возрождение, распространяясь по всему миру как в традиционных восточных видах - ушу, будо, муай-тай, хапкидо, бандо и пр., так и в виде вновь образованных синтетических единоборств. При этом более древняя индийская культура, имея уже к началу нашей эры весьма обширный арсенал боевых единоборств, не оказала заметного влияния на их развитие за пределами своих границ. На наш взгляд, причиной этого могло явиться то, что зародившийся в пятом веке до нашей эры в Индии буддизм, ставший в дальнейшем философско-психологической основой большинства единоборств Востока, во второй половине первого тысячелетия начинает вытесняться индуизмом — основной религией Индии. Этот процесс заканчивается к ХII веку, когда в период завоеваний Индии мусульманами, ислам завершает вытеснение буддизма, который покинув свою родину, тем не менее становится мировой религией, “получившей распространение от вершин Гималаев и плато Тибета до Сибири и от вод Иравади и Меконга до земель Китая и Японии” (Торчинов Е.А., 1993)

Можно утверждать, что система функционирования физической культуры боевых единоборств в основном сложилась в Китае к ХIХ веку, а в Японии — к ХХ-му. Как говорилось выше, Китай является альма-матер боевых искусств Востока, но Япония, многое взяв из китайской культуры, в дальнейшем оказывала заметное влияние на формирование и развитие единоборств в близлежащих странах. И массовая культурная экспансия экзотических восточных боевых искусств началась после второй мировой войны именно с территории Японии, и первым олимпийским видом восточных единоборств стало японское дзюдо.

Таким образом, история физической культуры современных СБЕ уходит в глубь веков и первое упоминание, именно как о боевом искусстве — “уи”, историки связывают с Китаем, когда происходило слияние воинского искусства и танца, физических упражнений и ритуального действия, а кулачное искусство только начало развиваться среди простолюдинов.

Следует отметить, что развитие боевых единоборств происходило в трех направлениях: государственном (военном), народном и монастырском, как параллельно, так и пересекаяси в III в. н.э. в Китае в употребление входит термин “ушу”, означающий в переводе, как и “уи”, “боевое искусство”. Но иероглиф “шу” означал искусство ритуальное, мистическое, сакральное, имеющее глубокое философско-религиозное содержание. А к VI—VII векам наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами, которое в дальнейшем так или иначе вошло и в другие культурные традиции, сохранившись с одной стороны в виде прикладных единоборств, используемых в армии, полиции, службах безопасности и других силовых государственных структурах, а с другой стороны — во всех остальных видах единоборств, имеющих спортивную, спортивно-боевую, медитативную и другие направленности.

Из литературных источников следует, что формирование физической культуры ушу, проходившее естественным образом в течение более чем двух тысячелетий, свою завершающую фазу начало в семнадцатом веке созданием внутренних стилей (в частности тайцзицюань), формирование которых, в свою очередь, продолжалось еще два столетия. Следует отметить, что тайцзицюань можно признать как феномен всех боевых единоборств Востока, так как эти стили изначально формировались, поставив во главу угла духовную сущность даосизма, чань-буддизма и неоконфуцианства. При этом, стили тайцзицюань могли удовлетворить потребности в физическом совершенствовании, не взирая на пол, возраст, характер человека.

Если рассмотреть динамику развития физической культуры боевых единоборств Китая с точки зрения системного анализа по алгоритму Б.В. Евстафьева (1991), то можно определить следующие группы факторов:

Системообразующие факторы: Очевидно, что целью спонтанно образующейся физической культуры боевых искусств было удовлетворение потребностей общества в физически совершенных людях, могущих эффективно защищать его интересы, о чем говорит стремление властей к созданию не только хорошо обученной армии, но и образование в 265—589 гг. деревенских ополчений в виде “уездных войск” (сянбин) и в VII веке на базе шаолиньского монастыря — “монашеских войск” (сэнбин), что свидетельствует о признании высокого уровня народного и монастырского ушу, а также способствовании его интеграции.

В связи с тем, что ушу занимались практически все слои общества, то наряду с общими задачами по удовлетворению естественных инстинктивных потребностей в стремлении к общению, двигательной деятельности и к сохранению вида (оборонительный рефлекс), а также в удовлетворении потребностей в образовании, оздоровлении, состязаниях и зрелищах, существовали задачи воспитания, обусловленные национальным менталитетом и принадлежностью к тому или иному сословию:

1. Для монахов — это метод приведения своего сознания и организма в состояние, ведущее к слиянию с Дао или к обретению долголетия (даосы), или к достижению просветления (буддисты).

2. Для военачальников и воинов — это метод совершенствования технического мастерства ради достижения победы над конкретным противником.

Целью физического воспитания в Спарте и Афинах было также вырастить идеального воина, то есть, в первую очередь, физически развитого.

3. Для адептов народных школ — это возможность достичь внутреннего, духовного самосовершенствования и приобщиться к духовной традиции предков, тем самым обретя новую форму существования. При этом для адептов народных школ ушу духовное богатство зачастую становилось альтернативой материальному благополучию, способом внутреннего противостояния неблагоприятной внешней среде.

4. Для государственных чиновников — это способ стать “идеальным мужем” и достижения высшей мудрости.

Таким образом, для азиата большую значимость приобретал духовный аспект — боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Очевидно, что исходными основами ушу и других СБЕ Востока являются древние воинские искусства и те философско-религиозные основы даосизма, конфуцианства и чань-буддизма, слияние которых в процессе исторического развития привело к образованию уникального вида культуры. Неудивительно, что основные принципы этой культуры, прошедшей через тысячелетия, формировались на основе вышеуказанных философско-религиозных школ.

Основными производными системы физической культуры ушу были, в первую очередь, система физического воспитания и тесно связанная с ней система состязаний и зрелищ, удивляющие своей древностью. Но совершенно уникальной является система оздоровления ушу и других СБЕ Востока, что не имеет аналогов в культурах боевых искусств других стран.

Системосоставляющие факторы: субъекты функционирования системы физической культуры СБЕ Востока и, в частности, Китая — это учителя-мастера ушу, культ которых существовал и существует в восточных традициях. История сохранила имена наиболее известных из них, начиная с мифологических Бодхидхармы, Чжан Саньфэна. Именно через мастера передавалась истинная традиция того или иного стиля своим ученикам, которые являлись объектами данной системы.

Очевидным системосоставляющим фактором являются виды СБЕ, примерная классификация которых приведена ниже. При этом отличительной чертой СБЕ являются их специфические средства и методы. “Сквозным” средством и методом СБЕ Востока служило физическое упражнение, специфика которого заключалась в реализации приёмов нападения и защиты. Такие упражнения объединялись в комплексы для одного или двух человек, канонизированные варианты которых являлись визитной карточкой стиля и передавались из поколения в поколение. Важнейшим компонентом СБЕ является спарринг, который проводится по определенным правилам. Если в комплексах присутствовал практически весь арсенал боевых приемов, свойственных конкретному стилю, то в спаррингах могли иметь место некоторые ограничения и условности, способствующие их относительной безопасности.

Системорезультативные факторы: главным результатом функционирования системы является физическая культура личности. История донесла до нашего времени имена великих личностей, известных как первопатриархи-основатели школ боевых искусств, либо как великие полководцы, либо как знаменитые спортсмены или артисты. При этом, основным связующим звеном между, казалось бы отдельными, системами школ народных боевых искусств, монастырских и воинских являлись мастера этих школ, которые, мигрируя, как внутри стран, так и эмигрируя за их пределы, способствовали взаимной интеграции различных видов и стилей.

В настоящее время большое значение приобретают спортивные соревнования, способствующие взаимодействию и дальнейшему развитию СБЕ.

Системонаполняющие факторы — это системы физического воспитания, состязаний и зрелищ, оздоровления, а также системы производства материальных и духовных ценностей.

Система физического воспитания ушу начала складываться в далекой древности, о чем имеются упоминания в трактате “Записки о правилах поведения”, в котором говорится, что около 3000 лет назад в Китае уже существовала система воспитания, включающая правила поведения, музыку, игру, танцы, чтение, письмо, математику, стрельбу из лука и управление боевой колесницей.

В дальнейшем формирование системы физического воспитания в народном ушу шло по цепочке: народные общества ушу (шэ) — дворы боевых искусств (гуань) — школы. Процесс формирования дворов боевых искусств и школ начался в XIII веке и в дальнейшем они существовали параллельно, выполняя различные функции. Если школы боевых искусств образовались как закрытые структуры, взяв за основу организацию китайской семьи или религиозной секты, то дворы боевых искусств были открыты для всех желающих и не носили профессионального характера. При этом школа являлась основной ячейкой китайского ушу, его духовной основой. Именно в школах создавались стили, которые в дальнейшем систематизировались и фиксировались в трактатах. В XVII веке началась классификация школ.

Судя по всему центрами физического воспитания были монастыри и, в частности, легендарный Шаолинь. Уже в Х веке сформировались основные дисциплины, которым обучали шаолиньских монахов: фо (буддизм), у (боевой раздел), и (медицина), вэнь (гражданские науки). В современном Шаолине насчитывается около восьмидесяти монахов, более половины из них обучаются ушу, остальные считаются отменными знатоками традиционной медицины. Нынешним настоятелем Шаолиньского монастыря является Суси, а фактическим руководителем шаолиньского ушу — Дэцянь, ректор Международной академии шаолиньцюань, автор нескольких десятков книг и издатель множества сборников архивных материалов Шаолиня.

Система образования в китайской армии упоминается еще в “Книге истории” (“Шуцзин”), известно также, что именно в армии была впервые применена система экзаменов по боевым искусствам, на основании которых воинам присваивались своеобразные разряды, позволявшие классифицировать их по уровню мастерства.

Наиболее известным методистом армейских боевых искусств был китайский полководец XVI века Ци Цзигуан. Сущность методики Ци Цзигуана, описанной им в "Книге о повышении эффективности обучения солдат" заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов. Данная методика включала в себя 32 ступени.

В Китае еще в эпоху династии Сун (960—1279 гг.) в городах было много людей, которые зарабатывали на жизнь демонстрацией своих умений в области боевых искусств. Центрами народного ушу часто становились постоялые дворы (вашэ). В них сооружались специальные площадки для демонстрации ушу, на которых проезжавшие мастера могли показать свое умение, сравнить собственное мастерство с умением местных боевых знаменитостей. В основном на площадках проходили бои голыми руками и поединки на палках, демонстрировались боевые танцы с мечами. Так стала формироваться городская культура народных боевых искусств (Ли Цзифан и др., 1984).

Вашэ были также центрами торговли, поэтому для привлечения публики специально нанятые бойцы показывали свое умение. Представления обычно открывали женщины, демонстрировавшие парные таолу, только после них в поединке сходились бойцы-мужчины. В хрониках зафиксированы имена лучших мастеров вашэ, которых по роду их основных занятий называли “утонченными ремесленниками” (Ли Цзифан и др., 1984). В XIV—XV веках представления — вашэ переросли в еще более грандиозные городские народные ритуалы — ухуэй (“сборища знатоков боевых искусств”).

Система оздоровительного ушу связана с Шаолиньским монастырем. В XIV веке крупнейшим реформатором шаолиньского стиля стал настоятель Фуюй. Ему удалось адаптировать шаолиньцюань для всех возрастов и категорий монахов, создав два новых комплекса, позже переросших в стили, — жуаньцюань (“кулак мягкости”) и чаншоуцюань (“кулак долголетия”). Фуюй одним из первых стал сочетать в боевой практике боевые приемы и плавные движения для регулирования дыхания и очищения сознания. Тело разминали медленными, плавными движениями, выполнявшимися абсолютно расслабленно; затем выполнение приемов ускорялось, вместе с волевым импульсом использовалась и физическая сила. Простота комплексов делала их доступными и для тех, кто с трудом запоминал последовательность движений, и для пожилых монахов. Идея Фуюя сочетать в одном комплексе боевую тренировку и медитативно-дыхательную практику, медленные и быстрые движения, работу сознания и физические усилия оказала решающее влияние на все последующее развитие шаолиньцюань.

Примером оздоровительного ушу может служить юнчуньцюань (винчунь), основательницей которого считается легендарная монахиня Ван Юнчунь. Его основными последователями были женщины и пожилые люди.

Легендарным создателем комплекса “игра пяти зверей” (“уцинси”) считается даосский врачеватель Хуа То. В дальнейшем уцинси была усовершенствована легендарным магом Тао Хунцзином, который дополнил ее несколькими типами дыхания.

В VII веке философ и медик Сунь Сымяо разработал внутреннюю систему физической регуляции “яншэньшу”, ключевым принципом которой являлось: “телесное и психическое едины”. В системе использовались дыхательные упражнения, методы успокоения сознания, концентрации внимания на телесных ощущениях, а также методы визуализации внешних объектов. Упражнения выполнялись как в статике, так и в динамике.

Но апогеем развития физической культуры ушу в целом и его оздоровительной направленности поистине является создание одного из внутренних стилей — тайцзицюань в XVII веке и формирование его отдельных видов вплоть до второго десятилетия ХХ века. Отличительной чертой тайцзицюань, реальным создателем которого считается мастер Чэнь Вантин, является то, что изначально духовное в этом виде боевого единоборства было первичным. При этом наиболее известный в настоящее время стиль ян тайцзицюань, в основном, рассматривается как оздоровительно-медитативный, внешне мало напоминающий вид боевого единоборства. Следует отметить, что этот вид единоборства не имеет возрастных ограничений. Тайцзицюань могут заниматься люди, не взирая на пол и тип темперамента.

Система производства материальных ценностей была в основном связана с производством боевого оружия и других средств ведения сражений. Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV—XI века до н.э.) — это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. В эпоху Чжоу (XI—III века до н.э.) главной ударной силой в бою была колесница. Поэтому бой с нее можно было вести лишь длинным оружием. Наиболее удобным для поединка становится клевец (гэ), представлявший собой сочетание копья и крюка на вершине длинного древка. Это оружие было эффективным на протяжении многих столетий — его стали вращать, наносить удары древком в падении и прыжках. Впоследствии приемы с клевцом стали входить в программу боевой подготовки монахов Шаолиньского монастыря. Косвенно клевец является символом боевых искусств в целом: иероглиф “у” (“боевой”) в слове “ушу” состоит из двух графем: “чжи” (“остановить”) и “гэ” (“клевец”), то есть первоначальная трактовка понятия “боевое” означала “умение предотвратить атаку клевцом” .

Трезубец (цзи) возник на рубеже эпох Шан-Инь и Чжоу на основе модернизированного клевца и представлял собой прямое лезвие в центре и два изогнутых лезвия в форме полумесяца по бокам. С помощью трезубца можно было наносить колющие и рубящие удары, а также подцеплять оружие противника. Также в древности весьма активно использовали топоры (фу), но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия — различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах.

Духовные ценности той или иной школы боевых искусств передавались в форме трактата, который излагал не столько технические приемы, сколько учение школы в основном, ее философские и нравственные принципы.

Таким образом, системный анализ свидетельствует о том, что все необходимые компоненты системы физической культуры ушу в Китае сложились к ХХ веку. Ощущалась необходимость создания организации, которая взяла бы на себя функции по координации деятельности этого огромного механизма. Так, в июне 1909 года была создана первая в мире официальная ассоциация боевых искусств — Физкультурная академия чистых боевых искусств (цзинъу), впоследствии переименованная в Ассоциацию цзинъу. В городах самого Китая и в Юго-Восточной Азии стали возникать ее филиалы, таким образом, изучение и распространение ушу стало обретать в какой-то степени организованный характер. Штаб-квартира ассоциации находилась в Шанхае, а ее основателем был Хо Юаньцзя. Знак ассоциации символизировал единство воспитания трех начал — физического, духовного и интеллектуального; он представлял собой щит с тремя перекрещенными кольцами.

Для получения систематического образования в области ушу члены ассоциации изучали три основных предмета в соответствии с направленностью школы — физическую культуру, морально-этическое воспитание и философию. Общепринятая методика преподавания сочеталась с традиционными дисциплинами, которые до этого становились достоянием лишь узкого круга учеников в школе ушу. Это стало первым шагом к современному преподаванию ушу, ныне повсеместно распространенному в Китае и обладающему четкой методической базой и подробной программой обучения.

Аналогичная картина складывалась в Японии, где только в ХХ веке появились официальные организации, координирующие деятельность в сфере национальных боевых искусств.

www.gagonin.ru