Найти в Дзене

Американский стаффордширский терьер. Опыт совместной жизни. Часть 5.

Кинолог вернул нам через полтора месяца перевоспитанную собаку.

Это был все тот же жизнерадостный щенок, веселый, активный и задорный.

Но при этом

· приученный к клетке – да, собака не попугай, но многим из них тоже нужны клетки,

· усвоивший ряд необходимых для комфортной жизни в городе команд,

· отученный портить вещи и мебель, залезать на постель и воровать со стола.

Из бонусов – умение носить намордник и не пытаться его снять и сожрать.

Мягкая, но настойчивая дрессировка дала прекрасные плоды, которые мы пожинаем даже сейчас, когда нашей любимице уже почти два года.

Наша задача тогда была не испортить результат и снова не разбаловать собаку.

Я понимаю теперь, почему не рекомендуется амстафф в качестве первой собаки. Это своенравная, упрямая и сильная духом порода. Даже хорошо отработанную команду она выполняла сперва в три этапа. Сначала посмотрит взглядом «а, может, не надо?», потом сделает движение в сторону выполнения «точно надо?» и, наконец, выполнит команду с тяжелым вздохом «ну, надо так надо». Чтобы дрессировать такую своевольную породу, нужны терпение и настойчивость. Без помощи нашего кинолога мы вряд ли справились.

Поэтому, опираясь на личный опыт, могу уверенно сказать, что покупать щенка стаффорда действительно стоит либо тем, кто имеет опыт содержания собак, либо тем, кто имеет возможность заниматься им совместно с кинологом.

Неопытные хозяева часто совершают одну и ту же ошибку: они считают, что собака – это еще один член их человеческой семьи. со щенком обращаются как с ребенком, пытаются воспитывать его по-человечески. Между тем, и аборигенный сибирский хаски, и крохотный искусственно выведенный чихуахуа имеют предками диких псовых.

Да, домашняя собака привязана к человеку, ориентирована на общение с ним, подконтрольна ему в той или иной мере, но на генетическом уровне остается стайным животным. Животным, а не человеком. Соответственно и подход к ней должен быть рассчитан на животное, а не на человека.

Собака не думает, как человек, и не действует, как человек. Она может быть научена человеком, как надо действовать. Но это действие обусловлено приобретенным рефлексом, то есть тем рефлексом, который выработал в собаке человек. Если поведение домашнего пса не корректируется владельцем, то оно будет соответствовать инстинктам хищника и врожденным рефлексам хищника. Приобретенные рефлексы у невоспитанного животного будут направлены на удовлетворение его сиюминутных потребностей, как у диких животных. Жить с таким питомцем очень непросто. на прогулках и собачьих площадках невоспитанные собаки нелюбимы всеми – и другими собаками, и их хозяевами.

Многие собаковладельцы опасаются, что их питомец обидится на запрет чего-либо интересно. Собаки не обижаются. Это чувство присуще только людям. Собака запоминает, что вот это – нельзя, может попытаться получить желаемое разными путями – украсть, проявить агрессию, разжалобить (если хозяин прежде сперва запрещал, а потом разрешал запрещенное). У собак очень живая мимика и часто люди принимают обвисшие уши, сморщенный нос или опущенные глаза как символы обиды. Они уступают собаке, и после нескольких повторений умный зверь усваивает, что именно такие движения мышц головы и морды привели к нужному результату. Никаких обид – просто выработка рефлекса «предмет или действие – негативная реакция человека – нельзя», «действие – позитивная реакция – можно».

Псовым, как и другим животным, не присуще чувство благодарности. Они просто хорошо запоминают, за какие действия следует награда. При этом награда может как исходить от человека, так и оставаться человеком незамеченной. Удалось подобрать и съесть что-то на прогулке – награда за подбирание. Удалось поиграть в мяч после выполнения команды «апорт» - награда за поиск, поднесение и отдачу мяча. Получено почесывание ухода за сидение перед дорогой – награда за посадку на обочине или тротуаре. Повторение этих цепочек приводит к формированию привычек. Плохими они будут или хорошими, зависит от хозяина. Для собаки все ее привычки хороши.

Собака не понимает, что такое унижение или оскорбление. Ей все равно, где спать, на хозяйской подушке или на своей лежанке. Ей все равно, когда есть, за столом вместе с хозяевами или в отведенном только для нее месте. Главное – удовлетворить базовые потребности в еде, питье, сне, отдыхе. Отсыл спать на место не оскорбляет собаку, а кормление на кухне или в коридоре не унижает.

Собака не человек. Это отличное умное животное, всегда действующее в своих интересах. Это касается в том числе сторожевых, служебных, поисковых псов. Они работают потому, что так их приучил человек, за работу они получают награду. Им чужды высокие материи типа искоренения преступности или спасения человеческой жизни.

Понимание того, что любимец – животное, подчиняющееся законам биологии, здорово облегчит жизнь с ним.