Этнически современные палестинцы — это потомки ханаанцев и филистимлян, смешанные с потомками других народов, вторгавшихся в Ханаан в течение истории — вавилонян, хеттов, египтян, евреев, персов, греков, римлян, арабов и турок.
Многие знают о филистимлянах из Ветхого Завета. Этот народ неоднократно упоминается тексте начиная с Быт. 10:14, а также в ассирийских и египетских источниках. Предполагается, что царство Палистин, существовавшее в XII—IX вв. до н. э. в Сирии (долина Амук), также было связано с филистимлянами. В Библии говорится, что этот народ пришел из Кафтора (в русском переводе Библии - «кафторимы»). Сегодня в научном мире превалирует мнение, что «Кафтор» тождественен минойскому Криту, и упоминается также в египетских текстах как Кефтиу (kftw). В 1931 г. Уэйнрайт высказал предположение, что Kafto/Kaftiu — район в Юго-Восточной Анатолии (Киликия или Каппадокия), вероятно, подконтрольный Египту. Данная гипотеза не противоречит традиционной, так как на юго-востоке Малой Азии находилась критская колония Милет.
В любом случае, крито-микенское происхождение филистимлян подтверждают современные археологические находки. Многочисленные артефакты (керамика, оружие, даже типично микенские постройки, как, например, здание мегаронного типа в Экроне) доказывают, что слой материальной культуры филистимлян совершенно не похож на ханаанский. Обладая передовыми для своего времени технологиями (выплавка и обработка железа, производство железных колесниц и оружия), филистимляне вторгались в глубь Ханаана. Филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из 5 полисов (греч. Пентаполис — «Пятиградие»): Газа, Ашдод, Ашкелон, Геф (Гат) и Экрон.
Филистимская керамика и оружие имеют куда большее сходство с крито-микенскими артефактами. Примерно с 1080 года до н. э. начинается экспансия филистимлян вглубь страны, подчиняющая древнееврейские города. Только спустя 75 лет филистимская гегемония была прекращена царем Давидом. С этого времени филистимляне постепенно ассимилируются с семитскими племенами, и вскоре от могущественного народа остается лишь название.
Всё сходится к тому, что микенцы покинули материковую Грецию и Крит около 1110 года до н.э., спасаясь от дорийского нашествия, когда знаменитые дворцы Тринф, Пилос, Иолк, Орхомен и другие были сожжены, а Микены были оставлены жителями добровольно. Возможно, они хотели спасти остатки своего богатства и, погрузившись на корабли отплыли из Аргосского и Саронского заливов на восток, следуя на Кипр, в Малую Азию, а затем стали частью той грозной силы, которую впоследствии назвали «народами моря». Именно с «народами моря» сражался Рамсес III, и эти пленники в типично микенской одежде изображены на рельефе из Мединет-Абу, погребального храма этого фараона.
Таким образом конец микенской цивилизации, как и Троянская война, и падение Хеттской державы, продолжают цепочку событий «катастрофы бронзового века», хотя до конца не понятно, являются ли потрясения на северном побережье Средиземного моря причиной или следствием «великого переселения» народов.