Связь между депривацией сна и различными дегенеративными заболеваниями давно подозревается, но ее трудно доказать. Однако у нас есть доказательства того, что даже одна ночь без сна может повысить восприимчивость к болезни Альцгеймера, что, если это подтвердится, сделает из-за недостатка сна настоящую борьбу за здоровье.
Болезнь Альцгеймера, безусловно самая распространенная причина деменции, идентифицируется из бляшек бета-амилоидного пептида в головном мозге. Несмотря на то, что среди нейробиологов продолжаются дебаты по поводу того, насколько бляшки наносят ущерб мозгу, а не являются симптомом этого, мало кто сомневается в том, что бета-амилоид является плохим признаком.
Команда в Национальном институте злоупотребления алкоголем и алкоголизмом в штате Мэриленд отклонилась от названия своего учреждения, чтобы использовать позитронно-эмиссионную томографию и радиотерьер 18F-florbetaben для измерения уровней бета-амилоида у 20 здоровых людей в возрасте 30-40 лет. 18F-florbetaben связывается с бета-амилоидом, особенно в его нерастворимой форме бляшек, что позволяет нам обнаруживать его присутствие в мозгу.
Участники были испытаны после ночного сна, а затем снова после 30 часов бодрствования. В Трудах Национальной академии наук исследователи объявили о среднем увеличении на 5% амилоид-бета в правильном гиппокампе и таламусе головного мозга. У девятнадцати участников было больше бета-амилоидов после лишения сна, в одном случае на 16 процентов. Эти области мозга связаны с кратковременной памятью и сортировкой сенсорной информации соответственно, а гиппокамп входит в число первых областей, которые могут быть затронуты болезнью Альцгеймера.
Совершенно неожиданно, настроение участников ухудшилось после бессонной ночи, но важно, что степень, в которой это произошло, коррелирует с увеличением количества бета-амилоида у человека в этих областях мозга. Предыдущие исследования показали, что бета-амилоид является отработанным продуктом головного мозга во время бодрствования и очищается во время сна. Мы также наблюдали повышенную концентрацию пептида у грызунов, лишенных сна. Тем не менее, заметное увеличение после одной ночи является более веским доказательством связи, чем мы могли бы ожидать.
Если хороший ночной сон обычно очищает бета-амилоидные накопления из головного мозга, мы можем спросить, достаточно ли одного ночного сна у здорового человека, чтобы очистить мозг? Возможно, для большинства людей период лишения сна не имеет значения для болезни Альцгеймера, а слабоумие ожидает тех, чьи механизмы очистки мозга не работают по другим причинам. С другой стороны, вполне возможно, что даже для тех, у кого нормальная способность удалять бета-амилоид, слишком долго без сна в конечном итоге подавляет механизмы очистки организма.