Найти тему

Парадокс Кловерфилд / The Cloverfield Paradox (2018)

(спойлер)(спойлер)(спойлер) Netflix, Дэниэль Брюль, Крис О’Дауд и многие другие

(Не) отдаленное будущее: на Земле хаос и недостаток ресурсов, в космос отправляют челнок с интернациональной командой, чтобы опробовать аналог андронного коллайдера и решить проблему с энергией. Пока одни готовы довериться новейшей технологии, другие (Донал Лог) рекламируют свою книгу и обещают жуткий парадокс, из-за которого на Землю могут напасть демоны, а то и что похуже. При запуске ускорителя Шепарда что-то действительно идет не так — и корабль попадает в параллельное измерение, где всё — бадумц! — ЕЩЕ ХУЖЕ.

Неожиданная как испанская инквизиция премьера Netflix — третий кусок пазла под кодовым именем “Кловерфилд”, куда уже входят “Монстро” и “Кловерфилд, 10”, положенный на полку три года назад и выкупленный стриминговым исполином. Без инсайта трудно наверняка воспроизвести логику Netflix — то ли они решили эффектно дополнить научно-фантастический февраль, открытый “Видеоизмененным углеродом” (на очереди “Немой” Данкана Джонса), то ли постарались отвлечь публику от, мягко сказать, посредственного клона “Бегущего по лезвию” по не менее посредственной книге Ричарда Моргана.

-2

Так или иначе — публика и критики радостно бросились пинать коваными сапогами клон сай-фая “Сквозь горизонт” Пола У. С. Андерсона, снятый человеком со звучной фамилией Она. “Парадокс” и правда вызывающе похож на отрыжку космической фантастики, переполненную истериками, пафосом, тяжелыми нравственными выборами и ватагой хороших артистов, которые стараются, хотя могли бы этого и не делать. Немецкий астронавт с приятным лицом Дэниэля Брюля сосредоточенно смотрит на монитор, юморной ирландец Крис О’Дауд в одиночку расцвечивает происходящее остротами, китайская суперзвезда Чжан Цзыи вербует в качестве аудитории сонм земляков, а эффектный норвежец Аксель Хенни фантазирует на тему русскому характера и откликается на фамилию Волков. Еще есть Джон Ортис в роли набожного бразильца, появившаяся прямо посреди Элизабет Дебики, американец Дэвид Ойелоуо, игравший директора в “Интерстелларе”, а также потерявшая двух детей британка с лицом и прической Гугу Эмбата-Ро, которой досталась Драма.

Всё это не стоило бы и клика (а Netflix даже поленился уведомить пользователей о премьере — большинство узнали о ней из новостей), если бы не бренд “Кловерфилд”. (Если кто не догадался, тут могут быть спойлеры, более того — они, возможно, уже были.) Начатый ровно десять лет назад эффектным мокьюментари “Монстро”, в 2016-м он неожиданно продолжился законсервированным триллером “Кловерфилд, 10”, который снял талантливый дебютант Дэн Трахтенберг.

-3

“Парадокс”, изначально носивший имя “Частица бога” (жаль, что название не сохранили хотя бы в формате “Частица Кловерфилда” — тогда с картины совсем были бы взятки гладки), внезапно оказывается отправной точкой этой странной и слабо связанной конспирологической и сверхзасекреченной франшизы. И это многое объясняет, ничего толком не объясняя. В “Парадоксе” внезапно обнаруживается та же джей-джей-абрамсовская кровь, что текла в LOST’е и которую сам продюсер так и не смог нигде повторно синтезировать. Не то чтобы “Парадоксу” это абсолютно удалось, но если воспринимать его как честную “бэшку”, которой, надо думать, он и является, то всё встает на свои места. Нахрапистый хай-концепт, три слоя сильных эмоций, которые хлещут из персонажей каждые десять минут, головокружительные твисты за гранью хорошего вкуса, разговоры о боге и устройстве мира, параллельные вселенные… Устройство с названием Шепард, наконец (Джек, как ты вырос, как ты изменился).

Именно это дурацкая и слабо психологическая обстановка позволяет “Парадоксу Кловерфилд” быть и страшным, и захватывающим, и, может быть, даже чуть-чуть трогательным. Логика вообще давно себя скомпрометировала, породив стаю однотипных и дорогих сай-фаев без фантазии (взять тот же “Видоизмененный углерод” или сиквел “Бегущего по лезвию”, которым сжатые ягодицы и нахмуренный лоб не позволяют выдавить хотя бы капельку оригинальности). Придуманная, снятая и сыгранная на отвяжись фильма Оны при этом удивляет, возмущает, будоражит — в ней есть обаятельная самоуверенность и амбициозность, которые в свое время сформировали культ вокруг LOST’а. Будь это пилот сериала — второй эпизод был бы запущен немедленно, несмотря на все слишком очевидные недостатки, чтобы о них говорить с серьезным видом. Скалящие зубы державы в диапазоне от России и Китая до Германии, пропавшая в стене рука О’Дауда, черви в русском глазу — как тут можно устоят? Только обладая очень хорошим вкусом, что бы это ни значило.

-4

посмотреть похожее: “Темная звезда”, “Сквозь горизонт”, “Чужой: Завет

про другие проекты Netflix (фильмы): “Машина войны”, “Окча”, “Немой”, "Аннигиляция".

***

канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)