Японская фотография, приговская Москва, кабинет директора Пушкинского музея Марины Лошак и Владимир Маяковский на сцене «Гоголь-центра». Все, куда нужно успеть сходить.
Что: выставка «Память и свет. Японская фотография, 1950 - 2000»
Где: Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
Когда: до 13 мая
Зачем идти
Имен японских фотографов мы знаем немного или не знаем совсем. При этом, среди них одни запечатлели на пленку последствия атомного взрыва, другие делились через снимки собственными историями, а третьи сумели внести новые приемы в мир фэшн-фотографии. В Москву привезли работы японских мастеров, охватывающие период с 1950-х по 2000-е годы. Так, в залах музея выставят серию снимков Хироми Цусиды, сделанную в Хиросиме спустя десятилетие после бомбардировки. Фотограф снимал выживших людей и страшные экспонаты, хранящиеся в местном музее. В разделе личных историй внимание привлекают снимки Сэйити Фуруя. Он создал трогательную серию портретов жены: с момента их свадьбы в 1978 году до 1985 года, когда страдавшая от шизофрении женщина покончила с собой. Всего в Мультимедиа Арт Музее представлены работы нескольких десятков японских фотографов, которые при помощи камеры пролили свет на многие традиционно закрытые области японской жизни и показавшие их европейцам.
Что: выставка «Кабинет директора»
Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
Когда: до 2 июня
Запись: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2018/cabinet/index.php
Зачем идти
В Пушкинском музее пустить зрителей решили даже в самое закрытое пространство — кабинет директора Марины Лошак. В арт-объект его превратил архитектор Александр Бродский. Главной задачей для него было показать, что личность человека отделима от миссии директора музея. Бродский «разбил» пространство кабинета на две зоны. В нижней он собрал атрибуты, из которых складывается образ музея: лабиринты шкафов, стеллажей и предметы искусства. А верхнюю зону — ярко освещенную комнату с письменным столом и люстрой, спускающейся прямо до пола, — наполнил личными вещами Марины Лошак, такими как платье в цветочек и старинная икона. Между собой два уровня кабинета архитектор соединил лестницей. Идея превратить рабочее пространство директора одного из центральных музеев мира в арт-объект была реализована впервые. Экскурсии в кабинет Марины Лошак снимают на камеру, а записи лягут в основу фильма, который расскажет об этом смелом эксперименте.
Что: выставка «Пригов. Москвадва»
Где: Центр Гиляровского, Столешников переулок, д. 9, стр. 5
Когда: до 20 мая
Зачем идти
Дмитрий Пригов — один из самых ярких представителей русского концептуализма. Художник родился в Москве, долгое время жил в районе Беляево, а выставка в Центре Гиляровского посвящена его взаимоотношениям с городом. Экспозиция, в которую вошли фото из личного архива Пригова, уличные снимки 1960-90-х годов и напечатанные на прозрачной пленке стихограммы, выстроена вокруг двух фильмов. В первом — «Донжуанском списке Дон Жуана» — художник приглашает на ужин известные столичные памятники. А во втором — «Дмитрий Пригов. Москвадва» — проводит экскурсию по городу, а в конце надевает крылья ангела и совершает символическое восхождением на крышу Дома на набережной. Также в Центре Гиляровского выставлена инсталляция «Вознесение», рассказывающая о намеченной на 7 июля 2007 года совместной с арт-группой «Война» акции. Сидящего в шкафу и читающего стихи Пригова планировалось поднять по лестнице на 22-й этаж общежития МГУ. Но акция так и не состоялась из-за смерти художника.
Что: спектакль «Маяковский. Трагедия»
Где: театр «Гоголь-центр», ул. Казакова, 8
Когда: 14 апреля (18.00), 15 апреля (20.00)
Зачем идти
Несколько лет подряд в «Гоголь-центре» ставили спектакли в рамках цикла «Звезда». Героями постановок становились крупные фигуры отечественной поэзии XX века: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак. Премьеру заключительной части цикла показали в январе 2018 года, а ее героем стал Владимир Маяковский. Правда, не тот, чьи даты жизни указаны в школьной хрестоматии, а персонаж раннего футуристического текста «Владимир Маяковский. Трагедия». Этот текст в 1913 году в качестве режиссера ставил сам поэт, а декорации к спектаклю создали Павел Филонов и Иосиф Школьник. Правда, довольно быстро трагедию перестали воспринимать, как подходящую для театра. Повторить эксперимент спустя больше века решил режиссер Филипп Григорьян.