Найти тему
Artfragment

Что делать с 12 по 19 апреля

Японская фотография, приговская Москва, кабинет директора Пушкинского музея Марины Лошак и Владимир Маяковский на сцене «Гоголь-центра». Все, куда нужно успеть сходить. 

Что: выставка «Память и свет. Японская фотография, 1950 - 2000»

Где: Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

Когда: до 13 мая

Нобуёси Араки, из серии «Сентиментальное путешествие», 1971© Мультимедийный комплекс актуальных искусств
Нобуёси Араки, из серии «Сентиментальное путешествие», 1971© Мультимедийный комплекс актуальных искусств

Зачем идти

Имен японских фотографов мы знаем немного или не знаем совсем. При этом, среди них одни запечатлели на пленку последствия атомного взрыва, другие делились через снимки собственными историями, а третьи сумели внести новые приемы в мир фэшн-фотографии. В Москву привезли работы японских мастеров, охватывающие период с 1950-х по 2000-е годы. Так, в залах музея выставят серию снимков Хироми Цусиды, сделанную в Хиросиме спустя десятилетие после бомбардировки. Фотограф снимал выживших людей и страшные экспонаты, хранящиеся в местном музее. В разделе личных историй внимание привлекают снимки Сэйити Фуруя. Он создал трогательную серию портретов жены: с момента их свадьбы в 1978 году до 1985 года, когда страдавшая от шизофрении женщина покончила с собой. Всего в Мультимедиа Арт Музее представлены работы нескольких десятков японских фотографов, которые при помощи камеры пролили свет на многие традиционно закрытые области японской жизни и показавшие их европейцам.

Что: выставка «Кабинет директора»

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Когда: до 2 июня

Запись: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2018/cabinet/index.php

© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Зачем идти

В Пушкинском музее пустить зрителей решили даже в самое закрытое пространство — кабинет директора Марины Лошак. В арт-объект его превратил архитектор Александр Бродский. Главной задачей для него было показать, что личность человека отделима от миссии директора музея. Бродский «разбил» пространство кабинета на две зоны. В нижней он собрал атрибуты, из которых складывается образ музея: лабиринты шкафов, стеллажей и предметы искусства. А верхнюю зону — ярко освещенную комнату с письменным столом и люстрой, спускающейся прямо до пола, — наполнил личными вещами Марины Лошак, такими как платье в цветочек и старинная икона. Между собой два уровня кабинета архитектор соединил лестницей. Идея превратить рабочее пространство директора одного из центральных музеев мира в арт-объект была реализована впервые. Экскурсии в кабинет Марины Лошак снимают на камеру, а записи лягут в основу фильма, который расскажет об этом смелом эксперименте.

Что: выставка «Пригов. Москвадва»

Где: Центр Гиляровского, Столешников переулок, д. 9, стр. 5

Когда: до 20 мая

Зачем идти

Дмитрий Пригов — один из самых ярких представителей русского концептуализма. Художник родился в Москве, долгое время жил в районе Беляево, а выставка в Центре Гиляровского посвящена его взаимоотношениям с городом. Экспозиция, в которую вошли фото из личного архива Пригова, уличные снимки 1960-90-х годов и напечатанные на прозрачной пленке стихограммы, выстроена вокруг двух фильмов. В первом — «Донжуанском списке Дон Жуана» — художник приглашает на ужин известные столичные памятники. А во втором — «Дмитрий Пригов. Москвадва» — проводит экскурсию по городу, а в конце надевает крылья ангела и совершает символическое восхождением на крышу Дома на набережной. Также в Центре Гиляровского выставлена инсталляция «Вознесение», рассказывающая о намеченной на 7 июля 2007 года совместной с арт-группой «Война» акции. Сидящего в шкафу и читающего стихи Пригова планировалось поднять по лестнице на 22-й этаж общежития МГУ. Но акция так и не состоялась из-за смерти художника.    

Что: спектакль «Маяковский. Трагедия»

Где: театр «Гоголь-центр», ул. Казакова, 8

Когда: 14 апреля (18.00), 15 апреля (20.00)

©  «Гоголь-центр»
© «Гоголь-центр»

Зачем идти

Несколько лет подряд в «Гоголь-центре» ставили спектакли в рамках цикла «Звезда». Героями постановок становились крупные фигуры отечественной поэзии XX века: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак. Премьеру заключительной части цикла показали в январе 2018 года, а ее героем стал Владимир Маяковский. Правда, не тот, чьи даты жизни указаны в школьной хрестоматии, а персонаж раннего футуристического текста «Владимир Маяковский. Трагедия». Этот текст в 1913 году в качестве режиссера ставил сам поэт, а декорации к спектаклю создали Павел Филонов и Иосиф Школьник. Правда, довольно быстро трагедию перестали воспринимать, как подходящую для театра. Повторить эксперимент спустя больше века решил режиссер Филипп Григорьян.