Ранее мы уже писали о новых подробностях по ракета-носителю (РН) "Союз-5". В этой статье речь пойдёт о передовых технологиях, применяемых в производстве узлов и агрегатов РН, а также о перспективах дальнейшего применения "Пятёрки".
Заместитель генерального конструктора по науке АО «РКЦ «Прогресс» Евгений Космодемьянский заявил, что новая ракета проектируется под современные технологические процессы. Ряд деталей будет изготавливаться с применением аддитивных технологий, методом послойного спекания - как сейчас часто говорят, «детали будут печатать на 3D-принтере».
Для соединения деталей внедряется такой способ сварки, как сварка трением с перемешиванием. Как отметил Евгений Космодемьянский, современные технологические и конструктивные решения позволят снизить массу конструкции ракеты, тем самым повысив ее эффективность.
На первую ступень «Союза-5» планируется установить двигатель РД171МВ производства НПО «Энергомаш». Это лучшее, что сегодня есть в мировом двигателестроении. Родоначальник этого семейства - РД170 - поднимал на орбиту ракету-носитель «Энергия» . Двигатель второй ступени «Союза-5» - РД0124МС.
Диаметр ступеней «Союза-5» не 3,9 метра, как у «Зенитов», а 4,1 метра. Контейнеры с такими ракетами можно транспортировать по железной дороге, они вписываются в габариты железнодорожных мостов, но это предельно возможный размер для перевозки поездом. Для нормального прохождения состава железнодорожникам все-таки придется останавливать встречное движение и освобождать соседние пути на станциях. К слову, РКЦ «Прогресс» предстоит разработать и изготовить не только саму ракету, но и комплект транспортного оборудования, которое позволит доставить «изделие» на космодром.
Временно исполняющий обязанности генерального директора АО «РКЦ «Прогресс» Равиль Ахметов отметил, что при разработке эскизного проекта ракеты-носителя «Союз-5» прорабатывается вопрос использования первой ступени «Союза» в качестве составной части космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК).
Головным исполнителем по проекту сверхтяжелой ракеты назначено ПАО «РКК «Энергия им. С.П. Королева». Именно в РКК «Энергия» проходила защита эскизного проекта «Союза-5». Сверхтяжелая ракета, начало летных испытаний которой запланировано на 2028 год, открывает России дорогу к Луне. Она должна поднимать на низкую орбиту 90 тонн полезной нагрузки и доставлять 20 тонн на окололунную полярную орбиту.
11 апреля выполненный РКК «Энергия» эскизный проект «Комплекс ракеты-носителя среднего класса для лётно-конструкторской отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса» (ЭП КРН СК) был одобрен комиссией РОСКОСМОСа. Соответствующий акт приёмки и заключение комиссии переданы в «Энергию».
В документах отмечается, что проект РН «Союз-5» выполнен в достаточном объеме и в соответствии с требованиями технического задания к государственному контракту.
В настоящее время идёт следующий этап создания КРН СК – разработка рабочей конструкторской документации. Создать «Союз-5» планируется к 2021 году. Проведение лётных испытаний новой российской ракеты-носителя запланировано на 2022 год с космодрома Байконур.