Сибирские легенды объединяют прошлое и настоящее, миф и реальность.
1. Спящий Саян в Ергаки.
Туристы, которые приезжают в природный парк Ергаки в Красноярском крае имеют возможность провести ночь на озере Радужное. На его берегу лежит спящий Саян, владыка окружающей тайги, с его седыми волосами, вросшими в землю. Некогда он был человеком, который следил за кедровыми деревьями и реками и никогда не убивал оленей и медведей. Древние боги после его смерти решили, что никогда не найдут более благородного стража для этой земли, и поэтому превратили человека в скалу, сделав его вечным стражем гор. Одна из вершин горы у озера примечательна висящей скалой - гигантским валуном, едва балансирующим на краю скалистого обрыва. По легенде, если валун столкнуть и он упадет с обрыва, то он разбудит спящего Саяна и тот снова станет человеком. На данный момент ни один путешественник из тысяч, пришедших сюда, не имел сил сделать это. Вот такая легенда о спящем Саяне.
2. Птица, которая создала мир против птицы, которая вызвала конец света.
Таймырский полуостров на Крайнем Севере, край Северного сияния и саней, запряженных оленями, обязан своим существованием птице. Из поколения в поколение местные жители передавали историю о том, как мир был создан птицей лунь: после падения в воду птица через семь недель всплыла наружу с крошечным камнем и щепоткой почвы и вскоре заснула. Когда лунь проснулся, на месте где он заснул уже были земля, горы и леса и населялись духами-властелинами неба и земли.
Вторая часть легенды гласит о птице, которая принесла конец света. В отличие от экскурсоводов Тунгусского заповедника в Центральной Сибири Эвенки, живущие здесь, говорят, что метеорита не было, а произошло появление Агды, Бога грома, свирепой птицы с крыльями из стали, пришедшей в гости к жене, воде. Посещение Эвенкийского божества в 1908 году привело к землетрясению магнитудой около 5,0 баллов, которое повалило каждое дерево на десятки километров вокруг и оставило дюжину воронок диаметром до 50 метров.
3. Легенда о хозяине тайги
В сказках коренных народов Центральной Сибири медведь изображается как сильный зверь, с гневом которого приходится считаться, несмотря на доброе сердце и мудрость. Дети эвенки обожают сказку про дедушку Амаку, вот и имя для медведя они дали - бурундука. Весна пришла в тайгу. Всю зиму медведь спал в своем логове, но весна принесла солнце и логово начало таять. Медведь проснулся. Он вышел в лес, очень голодный, так как всю зиму ничего не ел. Медведь бродил по лесу в поисках еды, но ничего не мог найти. Поэтому он рассердился и схватил пень своими лапами, пытаясь вытащить его. Однако он был слишком слаб, чтобы сделать это. Бурундук выскочил из-под пня: "Амака, почему ты так злишься?" "Я умираю с голоду. У вас есть еда в запасе?", "Я могу найти немного", - ответил бурундук и угостил медведя сладкими кореньями и орехами из его осенних запасов. Благодарный медведь погладил крошечного бурундука когтистой лапой, и именно так бурундуки получили черные полосы на спине.
4. Космические мифы Тофаларии.
Давным-давно, во времена сказок и легенд, в чуме жила семья из пяти человек. Глава семьи усыновил мальчика-сироту. Мальчик стал жить вместе с ними в чуме. Однажды вечером мать послала мальчика за водой. Схватив берестяное ведро и котел, он побежал к реке. На льду мальчик встретил чил-багу - ведьму-оборотня, которая схватила и утащила его. С тех пор на Луне появилось изображение человеческой фигуры. В одной руке он держит берестяное ведро, в другой-котел. Вот такая немного печальная легенда.
5. Сказки о тундре 21 века.
Современные сказки касаются не только социальных и экологических проблем, с которыми сталкиваются коренные народы, но и проблем туризма: пробиться к настоящим чумам в тундре-непростая задача.
Ненецкий автора Анна Неркаги с Ямала выдвинута на Нобелевскую премию Уральским Государственным университетом. В своих книгах она пишет о жизни в тундре и Ненецкой культуре, балансируя на границе мифологии и литературы:
"Когда вы ступаете на землю, вы можете прочитать ее трагедию, как книгу. На берегах наших родных рек и озер становится все меньше и меньше чумов. Берега родной реки и озера заброшены, осиротели. Озера кричат, реки томятся, а небольшие ручьи отмирают [...] Мрак и тишина сделали их дом среди холмов. Очаги уже не согревают родную землю. Многие наши земляки упали, чтобы больше никогда не восстать. Но мы, те, кто остался, делаем все возможное. Мы любим, мы создаем и мы поднимаем."
Любите свою землю и Родину! Всем спасибо за внимание! Ставим пальчики вверх и подписываемся на канал! Всего доброго Друзья! До скорого!